— Давайте различать объективные обстоятельства, политику и случайности. Случайность состоит в том, что сегодня в России выходной. На фоне обвала на азиатских биржах, который стимулировал падение цен на нефть, на международных рынках обвалился рубль.
Речь идет о сочетании нескольких неожиданных факторов. То, почему упали нефтяные цены — это понятно. Саудовская Аравия обиделась на Россию, но Россия принципиально вышла из американской модели ценообразования, отказавшись от «ОПЕК+».
Но не учли, что, во-первых, биржи находятся на грани спада, а во вторых, не учли, что в России сегодня выходной день.
- Насколько эта ситуация вписывается в вашу концепцию о глобальном кризисе всей финансово-экономической системы?
— Полностью вписывается. Более того, мы эту ситуацию описывали еще до того, как она произошла. Еще осенью мы этим занимались.
- Как ситуация будет развиваться дальше?
— Я склонен считать, что цена на нефть пойдет вверх к концу рабочего дня в России. Потому что откроются американские биржи (сейчас в США ночь), и народ начнет складывать деньги, которые он выводит с фондового рынка в том числе в нефтяные фьючерсы.
Во-вторых, завтра откроются банки российские. Соответственно, на рынке появится избыток долларов, то есть опять-таки рубль подскочит. Поэтому я не склонен считать, что эта ситуация опасна.
- Как вы оцениваете решение Центробанка не осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем рынке на 30 дней?
— Это просто реакция на такое резкое падение. Это более-менее адекватно. Но еще раз повторю, что эффект для России проявится завтра утром, потому что сегодня ни биржи, ни банки не работают. А на мировых рынках, скорее всего, ситуация к концу понедельника будет выправляться.
- Вы могли бы сейчас дать более долгосрочный прогноз о курсе валют и цене на нефть на полгода или год?
— Нет. Все зависит от того, когда произойдет тот большой обвал, о котором говорится. Он может произойти этой осенью, а может произойти следующей весной.
Кроме того, Россия вышла из либерального консенсуса. Надо смотреть, как будет развиваться экономическая политика. Пока у нас нет не то что нелиберальной экономической стратегии — нет даже штаба, который мог бы эту стратегию выработать.