Результаты расследования убийства Павла Шеремета по-настоящему шокировали украинское общество. Как оказалось, известного журналиста взорвал не Кремль, и не Лукашенко. По версии Министерства внутренних дел Украины, которую подкрепили своим личным присутствием президент Владимир Зеленский и генеральный прокурор Руслан Рябошапка, подрыв его машины устроила целая банда видных украинских националистов — ветеранов и волонтеров, включая известного в патриотических кругах музыканта, который является автором неформального боевого гимна АТО.
Расследование МВД показало, что эти идейные патриоты совершили целый ряд тяжких преступлений, включая заказные убийства и отжим чужой собственности, а также имели на руках арсенал взрывчатых веществ и стволов. За это же время герои нации приобрели на честно заработанные деньги столичные квартиры, частные дома и элитные автомобили. Защитники Украины оказались обыкновенными уголовными преступниками, которые обогащались, отнимая чужие жизни. И эти нелицеприятные факты озвучивают сейчас не российские СМИ, а высшие лица украинского государства.
Конечно, разоблачение не стало для многих большой сенсацией. Версия о причастности добробатовцев озвучивалась в СМИ сразу после убийства Шеремета — её повторяли хотя бы потому, что люди из этой среды стоят буквально за всеми резонансными заказными убийствами, которые происходили последние пять лет в Украине. Но в этом случае расследование ярко показывает, что представляют собой эти героизированные пропагандистами персонажи — их гниль, продажность, людоедские взгляды, полную уверенность в собственной безнаказанности и абсолютное презрение к чужим человеческим жизням.
«Я очень хочу, чтобы это случилось, мне этого Киева не жалко вообще», — говорила она об этом своему побратиму.
А потом задушевно обсуждала с подругой возможную «сакральную жертву», необходимую для того, чтобы расшевелить уставшее от войны общество, отмечая, что в этом качестве лучше всего подошли бы женщины или дети. Причем эти преступления, очевидно, должны были быть поставлены в вину «донецким террористам», ватным диверсантам или кадровой агентуре Кремля.
Все эти подробности были озвучены властью далеко не случайно. Материалы пресс-конференции продемонстрировали обществу настоящий портрет пламенных украинских патриотов, националистических ветеранов АТО, которых прежде представляли в качестве эталонных рыцарей без страха и упрека. Его увидели миллионы людей, и можно не сомневаться, что это серьезно повлияет на отношение к бывшим добробатовцам, волонтерам и прочим представителям ультраправых, которые и без того не пользовались большой любовью среди простых аполитичных жителей Украины.
«Эта прессуха дискредитирует атошников, волонтеров и добровольцев. Если подтвердится, что в результате своей волонтерской деятельности все эти люди обогатились и действительно приобрели дома, квартиры и машины, то это не просто дискредитация всего волонтерского движения, а пощечина всему украинскому обществу, которое все последние пять лет искренне жертвовало на нужды армии», — заявил об этом бывший депутат из запрещенного в России «Правого сектора» Борислав Береза.
Но все гораздо серьезней. Критика в адрес подозреваемых в убийстве Шеремета националистов отнюдь не ограничивается обвинениями в незаконном обогащении и заказных убийствах. Украинские власти едва ли не впервые публично заявили о том, что националистические преступники исповедовали нацистскую идеологию, которая стала мотивом для совершения этого преступления.
«За эти 6 лет войны мы, конечно, уже ко всему привыкли. Но есть ощущение, что украинский кризис по спирали спустился ещё на один виток ниже. В Киеве 18-летний снайпер-нацист убивает трехлетнего ребёнка, промахнувшись по его отцу-бизнесмену. В Одессе новый страшный пожар — сегодня закончена поисковая операция. Шарий публикует видео годичной давности допроса Генпрокуратуры, в котором обвиняемый рассказывает, как принёс на майдан свой карабин и 20 февраля отдал его папе сотника Парасюка, который стрелял из него в «Беркут», истратив более полусотни патронов. Полиция публикует масштабную информацию про убийц журналиста Шеремета, подорвавших его белым днём посреди Киева. Это, естественно, нацисты-атошники-волонтеры, многие распиаренные, в том числе самим Порошенко в бытность его президентом. При этом публикуются всякие дикие подробности вроде обсуждения идей обстрела Киева из «града» или похищения детей ещё одной волонтёрши Маруси Зверобой», — пишет об этом одессит Александр Васильев.
Вполне очевидно, что у Владимира Зеленского намерены серьезно дискредитировать представителей радикальных националистических кругов, тем более что для этого достаточно всего лишь говорить правду об их деяниях, которые ранее стыдливо скрывали от украинцев. На Банковой устали терпеть постоянные атаки со стороны ультраправых, которые по рукам и ногам связывают любые внешнеполитические действия власти и ставят под вопрос полномочия и политическую состоятельность самого президента.
В стране сложилась ситуация позорного для его репутации двоевластия. Обнаглевшие от безнаказанности и вооруженные до зубов националисты отказываются подчиняться непопулярному в их кругах президенту, постоянно угрожая ему переворотом, терактами и новым майданом. А спецслужбы и правоохранительные органы Украины давно срослись с группировками ультраправых и не ведут против них никакой сколько-нибудь серьезной борьбы.
Сломать эту ситуацию очень сложно, но, судя по всему, у Зеленского поняли неизбежность войны со вчерашними героями нации и намерены повлиять на настроения наиболее активной части украинского общества, чтобы оно с отвращением посмотрело на своих вчерашних кумиров. Добиться этого будет очень непросто, ведь за последние годы националисты приобрели несоизмеримо большой политический вес, а политика украинского президента отличается непоследовательностью, каждый раз заставляя его капитулировать перед агрессивной массовкой правых.
Многое зависит от главы МВД Авакова, который известен в качестве одного из организаторов и покровителей националистических батальонов. И всегда может сменить игру, выступив в их поддержку.
Но ясно одно — дело об убийстве Шеремета превращено в показательный процесс над националистическими активистами. И это может иметь далеко идущие последствия для будущего страны.