Так, например, было в селе Гринява Ивано-Франковской области. Там два десятка крепких мужчин, представившиеся как воины АТО, 9 декабря совершили захват Свято-Успенского храма села. Нападение произошло после воскресного богослужения, когда прихожане уже разошлись.
Настоятелю храма протоиерею Михаилу Дутчаку стало известно, что в сельсовете собрались около двадцати «воинов света», которых специально привезли из района. Священнику удалось собрать несколько прихожан, однако противодействовать приезжим рейдерам они не смогли.
Применив физическую силу, люди в камуфляже, часть которых была в балаклавах, проникли в помещение храма. Они же заявили прихожанам, что общину Украинской Православной Церкви перерегистрировали в ПЦУ, и потому эта структура считает себя хозяином церкви.
В Ивано-Франковской епархии сообщили, что в ноябре этого года местные власти провели незаконную перерегистрацию общины УПЦ в ПЦУ: сделали это на собрании территориальной общины, куда «забыли» пригласить представителей канонической православной церкви. Верующие общины провели собрание своего прихода, где решили остаться в УПЦ, однако власти проигнорировали мнение прихожан и приоритетными сочли именно сборы села, где жители «приняли решение» о переходе в новосозданную церковь.
Кстати, сами же люди, которые проживают в Гриняве, говорят о том, что «епифановцы» положили глаз на большой храмовый комплекс, принадлежащий УПЦ. При этом в селе есть и недостроенный храм ПЦУ, однако чтобы довести его до ума, нужны финансовые и людские ресурсы, которые область не выделяет. Ожидать денежной помощи от основателей ПЦУ тоже не приходится: там одобрительно относятся к «перераспределению церковной собственности», предпочитая тратить средства на пропаганду «украинской автокефалии» как внутри страны, так и за ее пределами. Действительно, зачем возводить стены собственного храма, когда с помощью государственной машины, запущенной еще при Порошенко, можно присвоить имущество общины УПЦ?
По данным Ивано-Франковской епархии, УПЦ располагает здесь храмовым комплексом, который включает в себя кроме храма в честь Успения Божией Матери еще храм в честь Всех Святых Киево-Печерских. «У сторонников ПЦУ настолько сильное самовнушение, что они готовы оправдать любое насилие в отношении канонической православной церкви. Страшно осознавать, что люди переступили в себе все человеческое и хотят построить «церковь» на основании тотальной лжи и насилия. Я просто не понимаю их психологически — как можно будет после этого каяться, исповедаться, причащаться, молиться. Хотя, может, я наивен, и эти люди вообще не собираются этого делать. Отменят как архаизм», — прокомментировал ситуацию блогер Василий Мирянин. Также он отмечает, что рейдерские захваты — это часть политики ПЦУ, продиктованной ей Константинополем. Фанар заинтересован в углублении церковного раскола в Украине, которую считает своей зоной влияния. А внешние покровители «проекта ПЦУ» не оставляют попыток превратить «украинскую автокефалию» в очередной патриотический движ.
Например, священники ПЦУ поддержали акцию «Нет капитуляции» под стенами Офиса президента, организованную при помощи Петра Порошенко, а Епифаний Думенко лично раздавал еду на мини-майдане протестующим — по аналогии с печеньками Виктории Нуланд.