Если это так, то речь идет о санкциях в отношении европейских кампаний, участвующих в строительстве трубопровода «Северный поток — 2».
Наиболее активно выступающие против России сенаторы и конгрессмены пошли на этот отчаянный шаг, поскольку отдельный законодательный акт против трубопровода быстро подготовить не удастся. Кроме того, у него крайне мало шансов стать законом, поскольку даже, если конгресс, где большинство законодателей являются членами Демократической партии, его одобрит, то в сенате, контролируемом республиканцами, он непременно будет провален. Собственно, именно такая участь постигла инициативу Теда Круза.
Здесь ситуация несколько иная. При обсуждении военного бюджета противники санкций против России будут поставлены в очень сложное положение. Выступить против поправок значит оказаться в неблагодарной роли защитников «Газпрома». А это слишком даже для самых адекватных представителей американской политической элиты. Поэтому перспектива принятия санкций совсем не нулевая, и, более того, шансы на их утверждение существенно выше, чем на провал.
Если взять законопроект Теда Круза, то можно предположить, какие именно ограничения планируется наложить на европейских участников «Nord Stream — 2». Лицам, имеющим отношению к строительству трубопровода, будет запрещен въезд в США. На их имущество, банковские счета, долларовые активы, а также активы компаний, предоставляющих разнообразные услуги, может быть наложен арест.
На самом деле на утверждение бюджета Пентагона и составление спецдоклада Госсекретаря США, куда должен быть внесен список подсанкционных лиц и компаний, потребуется несколько месяцев. Скорее всего к моменту ввода санкций в действие строительство трубы будет завершено. Ну, или почти завершено. А если принять во внимание тот факт, что в законопроекте европейским компаниям дается еще месяц на то, чтобы выйти из проекта «Северный поток — 2», то становится ясно, что санкционной «дубине», коль скоро она заработает, уже некого будет карать. Кроме того, высока вероятность, что Трамп заветирует бюджет. В конце концов, он почти год блокировал принятие так называемых «драконовских санкций».
Проблема в том, что своим ходом сенаторы и конгрессмены из числа самых отчаянных любителей России вынуждают Трампа двигаться в том направлении, которое он с переменным успехом пытается весь период нахождения у власти переменить на прямо противоположный. Позиция администрации в отношении «Северного потока — 2» хорошо известна. Новый посол СЩА в России Джон Салливан высказался по этой теме более чем определенно. По его словам, санкции могут повысить стоимость строительства трубопровода, но не остановят его.
Собственно, «Газпром», ведущие европейские государства, главным образом Германия, готовы к санкционному режиму. Если он вступит в действие раньше, чем будет завершена укладка трубопровода, российский энергетический гигант просто выкупит западные кампании, попадающие под санкции, и завершит строительство самостоятельно. Об этом Москва уведомила германское руководство.
Эта ситуация грозит очень малоприятными последствиями Украине. Американская официальная позиция такова — противодействие «Северному потоку —2» вызвано двумя причинами: заботой об энергетической безопасности Европы, которая повышает свою зависимость от российского топлива, и тревогой за будущее Украины. Она в случае прокладки альтернативного маршрута доставки российского газа в Европу лишится возможности зарабатывать на транзите.
США ведут с Евросоюзом торговую войну, и две главные европейские державы — Франция, а в особенности Германия — могут выбрать очень простой и эффективный способ мести Вашингтону за удар по их экономическим интересам. Если Америка якобы защищает транзитные позиции Украины (что на самом деле очень сомнительно), то старой Европе совсем незачем идти в фарватере американских интересов. Если раньше Еврокомиссия, являющаяся высшим органом исполнительной власти ЕС, на всех переговорах с «Газпромом» выступала на стороне «Нафтогаза», поддерживая его абсурдные требования, то в скором времени диспозиция может кардинально измениться. В один прекрасный день, приехав в Брюссель, гости из Киева окажутся неприятно удивлены, вдруг обнаружив, что Евросоюз уже не намерен настаивать на том, чтобы Россия сохранила украинский транзит.