В интервью изданию «Лига.net», опубликованном 12 ноября, глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия выразил мнение, что саммит «нормандской четвёрки» состоится до 20 декабря 2019 года.
Отвечая на вопрос, зачем президенту Украины Владимиру Зеленскому сейчас нужна эта встреча, политик заявил: «Чтобы уйти от Минских договорённостей, потому что они изначально были кабальными условиями, которые вынудили нас подписать во время Иловайска и Дебальцево. Для того чтобы из них выйти, нужно перейти в другой формат».
Газ и Донбасс — для Киева разницы никакой
Арахамия утверждает, что России выходить из «нормандского формата» невыгодно, но она не верит, что Минские соглашения можно выполнить, поэтому ей ничего не остаётся, кроме как добавлять в них новые условия или перейти в другой формат на других условиях, а Украине это выгодно.
«Они всячески петляют от неё (встречи. — Ред.). Они пытались включить туда (в переговорный процесс по Донбассу. — Ред.) газ и любым способом избежать этого процесса. Это новое условие, которое не оговаривалось. Это типичная манипуляция, когда у тебя есть дорожная карта, по которой ты идёшь, а тут — бац! — и ещё один шаг откуда-то вылез», — заявил политик.
На эту же тему 1 ноября на брифинге высказался и министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. Он сказал, что вопрос о поставках газа станет одним из ключевых на встрече «нормандской четвёрки», поскольку раз уж у лидеров четырёх стран появится возможность пообщаться с глазу на глаз, то ею надо воспользоваться для урегулирования ситуации в энергетической сфере. При этом дипломат подчеркнул, что газовый вопрос — это вопрос, отдельный от восстановления мира на Донбассе.
Однако Россия всегда и во всём руководствуется принципом «мухи отдельно, котлеты отдельно». На предложение Зеленского обсудить статус Крыма в «нормандской четвёрке», потому что другого формата нет, Москва чётко заявила, что этот вопрос закрыт окончательно, а в «нормандском формате» обсуждается ситуация в Крыму.
В комментарии изданию Украина.ру политолог Ростислав Ищенко выразил мнение, что такие заявления украинские власти делают от глупости и непонимания, ведь любой формат создаётся для решения определённой проблемы. Он напомнил, что переговоры по газу проходят между Россией, Украиной и Европейским союзом, а в «нормандском формате» присутствуют Россия, Украина, Германия и Франция, но Берлин и Париж не имеют мандата говорить от Европейского союза, им обладает Европейская комиссия.
Отказ от «Минска» дорого обойдётся Киеву
Зеленский ещё в ходе избирательной кампании дал понять, что выполнять Минские соглашения в полном объёме не намерен, прежде всего речь идёт об особом статусе Донбасса, но от встречи «нормандской четвёрки» никогда не отказывался, наоборот, хотел провести её как можно скорее. Однако российская сторона не спешила, а напоминала своим партнёрам о необходимости выполнить договорённости, достигнутые на последнем саммите в Берлине 19 октября 2016 года, и разработки проекта решения, которое будет принято «нормандским форматом», а встреча ради встречи смысла не имеет.
«Если встреча в «нормандском формате» всё же состоится, в чём лично я пока не уверен, и не только я, даже Песков, и Зеленский туда приедет и скажет: «Теперь мы хотим выйти из Минских соглашений», то это уже будет проблема Меркель и Макрона, потому что они будут выглядеть дураками — они согласовали бумагу о том, как Минские соглашения выполнять, а тут приехал какой-то мальчик и сказал, что он не то имел в виду. Пусть они тогда с Зеленским и разбираются», — заявил Ищенко.
По словам эксперта, оснований для отказа от поддержки Киева и сближения с Россией у Германии и Франции полно. Более того, они появились в первый же момент, когда в ходе переворота 2014 года путчисты нарушили договорённости, подписанные и гарантированные в том числе Берлином и Парижем, так что они могли в любой момент отказаться от поддержки украинской власти. Но тогда этого не сделали, а теперь поддержку Киева сокращают.
«Но это не значит, что если Зеленский явится и заявит о желании выйти из Минских соглашений, то они скажут: «Всё, мы Украину теперь не видим и не знаем». Очевидно, что это сократит поддержку Украины со стороны Германии и Франции и ухудшит отношение к Украине, хотя не знаю, куда ещё дальше ухудшать, но они же не могут выйти и сказать: «Извините, ребята, мы ошибались, нас 5 лет за дураков держали». Значит, они найдут правильные слова и выражения, в рамках которых могут говорить, что поддержку Украины, конечно, сохраняют, абстрактную, но конкретную поддержку Украина от них давно уже не получает. Что и развязывает руки украинской власти на международной арене, потому что им сейчас по большому счёту плевать и на США, и на Европу, — Киев сейчас не поддерживают, и они это знают, поэтому могут делать что хотят. Ведь хуже вроде как не будет, хотя им-то будет, но они об этом не догадываются», — сказал Ищенко.
Астана 2.0
И вот, когда Минские соглашения разорваны в пух и прах, возникает вопрос — а как же договариваться с Донецком и Луганском, чтобы положить конец внутриукраинскому кризису, если Киев отказывается от прямого диалога с властями народных республик, легитимность которых не признаёт? Нужны посредники, нужны гаранты, которые могут влиять на их действия, а это не кто иной, как Россия.
Новой переговорной площадкой, где стороны могли бы заключить новое соглашение, мог бы стать Казахстан. 12 ноября первый президент этой страны Нурсултан Назарбаев на пятом заседании политического форума «Астана клуб» отметил необходимость отдельной личной встречи президентов России и Украины, а если нужна нейтральная площадка, то они могут провести переговоры в Казахстане.
«Я встретился с господином Зеленским, послушал его. Буквально вчера говорил с Владимиром Путиным на тему, как дальше решать эту проблему. Я уже получил согласие Зеленского на тет-а-тет, об этом сообщил президенту России», — заявил он.
Многие уже и не вспомнят, что в 2014 году для проведения встреч Контактной группы, которые сейчас проходят в Минске, рассматривалась и Астана, нынешний Нур-Султан. Кроме того, в 2016 году, когда Путин заявил, что «захватившие власть в Киеве люди, продолжают её удерживать, вместо того чтобы искать компромиссы и пути мирного урегулирования», и чётко дал понять, что общаться с украинским коллегой не намерен, Пётр Порошенко позвонил Назарбаеву и объяснил, почему не может принять закон об особом статусе Донбасса. Иными словами, президент Украины выбрал казахстанского лидера в качестве посредника для контакта с Путиным.
Комментируя инициативу Назарбаева, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что Путин не против встречи, но её нужно хорошо подготовить, сейчас все усилия направлены на организацию саммита «нормандской четвёрки».
«Насколько я понимаю со слов Пескова, эта встреча нереалистична. Как может Путин прилететь в Нур-Султан беседовать с Зеленским, когда официальная позиция России заключается в том, что в «нормандском формате» мы будем встречаться после того, как Украина выполнит ряд условий, тогда ему придётся объяснять Меркель и Макрону, почему здесь можно, а там нельзя. Сейчас можно предложить встретиться где угодно, хоть в Казахстане, хоть в Пекине, но смысл в этой встрече, посмотреть на Зеленского и пожать ему руку? Путин может включить телевизор и посмотреть на него хоть 10 лет назад, хоть 5», — заявил Ищенко.
Отказаться от Минских соглашений, громко хлопнув дверью, проще всего. Но нормализации ситуации это не поможет, наоборот, усугубит разногласия Киева и Донбасса, а также ослабит поддержку украинских властей на международной арене. Поскольку последнюю надежду на восстановление мира похоронит сам Зеленский, который называл главной целью своего президентского срока положить конец войне в стране.
Ломать легко. А построить что-то новое гораздо сложнее.