Что такое люстрация и как она действовала
Закон о люстрации начал действовать в октябре 2014 года. Он ограничивает право для высокопоставленных чиновников и судей времен президента Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти на 5-10 лет. Под его действие подпали более миллиона человек. Этот нормативно-правовой акт являлся воплощением требований активистов Майдана, которые жаждали подавления своих политических оппонентов, используя его как инструмент.
Фактически данный закон означал увольнение из госструктур только по политическому признаку. И он действительно сопровождался расправами «активистов» националистических организаций над теми или иными чиновниками. В 2014-15 гг. по стране прокатилась волна «мусорных люстраций», когда националисты забрасывали людей в мусорные баки.
Закон был раскритикован Европейской комиссией «За демократию через право», известной также как Венецианская комиссия. Еще в декабре 2014 года глава комиссии заявил, что закон необходимо радикально переработать, чтобы привести его в соответствие с европейскими стандартами. Основные требования комиссии — персональная ответственность при применении люстрации, а также проведение люстрации судей на основании отдельного, а не общего закона. Действующий закон может рассматриваться национальными и международными судами как нарушающий права человека. Несмотря на это, в Киеве проигнорировали замечания комиссии, даже не предоставив ей проект изменений в закон.
По большей части процесс люстрации был завершен к 2016 году. Глава департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины Анастасия Задорожная в мае 2017 года отчиталась, что Украина на 98% очищена от тех, кто причастен к нарушениям закона во время правления Януковича.
Что касается конкретных цифр, то детальная статистика в отношении лиц, подвергнувшихся данной процедуре, отсутствует, а имеющиеся данные в открытых источниках весьма противоречивы. Министр юстиции Павел Петренко в августе 2015 года утверждал, что из центральных органов исполнительной власти в рамках люстрации уволены более 2 тысяч чиновников, из которых 700 человек — это чиновники высшего уровня.
В 2016 году экс-глава департамента Минюста по очищению власти Татьяна Козаченко привела следующие цифры: за два года из 5 тыс. чиновников, которых следовало проверить в первую очередь (госслужащие высшего ранга, работавшие при Януковиче), люстрировали 934 человека. Среди них больше всего работников Госфискальной службы (258 человек), прокуратуры (206) и МВД (190).
Несколько иную статистику приводили в общественной организации «Общественный люстрационный комитет». Там насчитали подлежащими увольнению более 2,6 тысячи человек. Правда, в этот список вошли и те чиновники, которые уволились, не дожидаясь люстрации, но все равно не имеют права в ближайшие 10 лет занимать высшие руководящие должности.
Удар по судебно-правоохранительной системе
Закон о люстрации больше всего ударил по судебно-правоохранительной системе. В ходе «реформирования» органов МВД были уволены сотни профессионалов, которые знали систему и успешно боролись с криминалом.
Как результат — в стране произошел резкий рост преступности. В 2015-2016 гг. произошел массовый исход судей, которые были либо «люстрированы», либо увольнялись сами по причине страха за свою жизнь и здоровье.
Украина потеряла более 3 тысяч высококвалифицированных судей, которых, как оказалось, просто некем заменить, поскольку подготовка работника Фемиды занимает достаточно много времени. Из-за этого в ряде регионов в 2017-2019 гг. имел место судопроизводственный коллапс, так как вследствие некомплекта судей некому было рассматривать дела.
Многие «майданные» активисты были недовольны недостаточным масштабом люстрации. В то же время ряд людей путем судебных исков сумели добиться восстановления в должности, ибо процедура люстрации нарушает и Конституцию Украины, и права человека. Уволенные чиновники буквально завалили своими исками ЕСПЧ: по состоянию на прошлый год общее количество жалоб люстрированных составило более 70.
В случае выигрыша Украина будет вынуждена платить компенсацию человеку в 15 тысяч евро плюс сумму невыплаченной зарплаты за более чем три года. В связи с этим многие эксперты раскритиковали закон как инструмент политических расправ, а также указывали на необходимость многомиллионных выплат из бюджета за неправомерное увольнение.
Инициатива Зеленского о расширении люстрации
Интересно, что в июле этого года в канун выборов в Раду президент Зеленский предложил расширить действие люстрации на чиновников, которые занимали свои должности при режиме Порошенко с 23 февраля 2014 года по 19 мая 2019 года. Соответствующий текст постановления даже был внесен в парламент.
«Нами наработан законопроект о расширении норм закона «Об очищении власти». Предлагаю в перечень должностей, подпадающих под люстрацию, добавить: президента Украины, всех народных депутатов Украины, председателя Верховной Рады, членов правительства, генерального прокурора, главу СБУ, глав Антимонопольного комитета и Фонда госимущества, глав Государственной фискальной службы и таможни, секретаря СНБО, руководство оборонных предприятий, которые занимали должности с 23 февраля 2014 года по 19 мая 2019 года», — сообщил Зеленский.
Президент задался вопросом, зачем нужна армия чиновников, которые не ходят на работу, демонстрируют бурную деятельность только в Facebook, держат семьи в США, обвиняют украинцев в том, что те слишком много едят, и гробят здоровье нации, рассказывая о вреде вишневых косточек. Также Зеленский прозрачно намекнул на действовавшего тогда генерального прокурора Юрия Луценко и экс-президента Петра Порошенко. «Для чего нужны прокуроры, которые могут посадить только собственную печень? Для чего министр экономики времен Януковича называет граждан «ублюдками», выбивает из рук телефоны и обещает «дать им по морде»?— возмущался гарант Конституции.
Свою речь Зеленский закончил заявлением, что уже давно озабочен мыслью, что делать с такими нерадивыми чиновниками. «Я каждый день ломаю голову, что с ними сделать? Может, обменять их всех на наших пленных? А может, одеть в бракованные бронежилеты, которые они закупили, и отправить на передовую? Думаю, наименьшее, что можно сделать сейчас, — навсегда лишить их всех возможности участвовать в управлении государством», — резюмировал он.
Впрочем, данная идея, очевидно, являлась не более чем предвыборным пиаром, ибо люстрация депутатов невозможна, так как данная должность является выборной. Кроме того, ее воплощение могло обернуться прогрессирующим коллапсом системы государственного управления страны: не все работавшие при Порошенко чиновники — преступники, а наказывать наиболее одиозных деятелей бывшей власти нужно путем привлечения к уголовной ответственности. И хотя в последнем аспекте правоохранители из Зе-команды не преуспели, к дальнейшему позиционированию вышеуказанной инициативы после выборов уже не возвращались.
Борьба против люстрации. Украина обречена платить компенсации
Естественно, в украинском обществе по данному вопросу отсутствовало единодушие: многие не были согласны с самим понятием «люстрация». 20 января 2015 года 47 депутатов Рады подали в КСУ представление о проверке положений закона на соответствие Конституции. Еще два представления подал Верховный суд Украины. Все три представления объединены в одно конституционное производство. Конституционный суд несколько раз откладывал рассмотрение этого представления, так и не рассмотрев его по сути во времена Порошенко.
Еще интереснее в этом контексте ситуация развивалась при Зеленском: в июле этого года судьи объявили перерыв, а в сентябре дважды не находилось достаточного количества голосов представителей Фемиды для вынесения решения. «За» отдавали лишь 8 голосов при 10 необходимых. Дело в том, что сразу 3 судьи — Запорожец, Гультай и Шаптала — подали заявления о досрочном сложении своих полномочий.
В свою очередь, ряд уволенных в рамках люстрационного закона чиновников добились успеха в судах, которые обязывали государство восстановить их на работе и выплатить компенсацию. Особенно активным в данном аспекте являлся Окружной административный суд Киева, где зафиксировано наибольшее количество решений в пользу экс-чиновников.
Еще 30 мая ОАСК постановил восстановить на работе бывшего первого заместителя прокурора Соломенского района Киева Александра Колесниченко. А 27 июня судьи того же суда признали незаконной люстрацию экс-первого замначальника Управления СБУ в Днепропетровской области Виталия Криворучко. 15 июля Окружной админсуд восстановил на работе бывшего инспектора Департамента международных связей ГФС Евгению Неведомскую. Наибольшую известность в СМИ получила история восстановления в должности первого зама генпрокурора Николая Голомши. 13 августа Окружной админсуд Киева признал увольнение юриста незаконным, и в настоящее время спор по данному вопросу перекочевал в апелляционную инстанцию.
В ГПУ решения первых инстанций зачастую обжаловали, правда, производство по таким делам затягивалось, поскольку, видимо, Зе-команда не приняла окончательного решения, что делать с этими людьми. Органы власти взяли на вооружение тактику игнорирования таких судебных решений, даже если они оставались в законной силе в результате апелляции. Ведь в случае признания люстрации незаконной нужно платить немалые компенсации людям, а также существует риск недовольства и массовых акций протеста националистического меньшинства, которых нынешняя власть почему-то очень опасается.
В настоящее время, по меньшей мере, сотня ранее пораженных в правах высокопоставленных сотрудников Генеральной прокуратуры обратилась с ходатайствами о возобновлении слушаний по их делам. Среди знаковых персон, которые добиваются сатисфакции, называют фамилии сына бывшего главы ГПУ Михаила Потебенько — Юрия Демина, а также еще одного экс-заместителя генпрокурора времен президентства Виктора Януковича — Михаила Гаврилюка.
Также следует подчеркнуть, что по состоянию на май этого года зарегистрированы 124 иска бывших государственных служащих в ЕСПЧ. И решения по некоторым из них против Украины уже приняты. Как писал у себя на странице в Facebook Олег Подгайный, Страсбургский суд удовлетворил 5 заявлений. Полный текст судебных постановлений будет обнародован 17 октября. Учитывая, что ЕСПЧ действует на основе прецедентного права, это означает, что Украине в ближайшее время придется платить компенсации в миллиарды гривен за грандиозную аферу «майданной» пятилетки.