- Вика, мы с тобой знакомы давным-давно, но только сейчас я как-то особенно остро ощутил, что у тебя чрезвычайно необычная миссия. Ты ведь учишь людей разговаривать?
— В общем и целом да.
- В донецком случае разговаривать правильно — это значит, избавиться от звука «гэ» в знаменитой нашей мягкой его интерпретации.
— «Гэ» и «шо». Это очень крепко сидящие в языке, в местном региолекте, донецкие фишки.
- А что еще приходится выправлять, вряд ли к тебе толпой идут окающие или акающие ученики?
— Дальше уже наступает черед других вопросов, не связанных с региолектом или во всяком случае связанных с ним гораздо меньше. Например, скорость, с которой говорит человек. Случается, речь льется бойко, буквально со скоростью стрельбы из пулемета, но проглатываются части слов. И понять оратора, мягко говоря, довольно сложно.
- Есть критерии по скорости? Или все зависит от участка трассы, по которому летит выступающий товарищ?
— Речь должна быть внятной. И давайте помнить, что пауза — королева…
- «Королева бензоколонки»?
- Сейчас, внимание, принципиальный вопрос. А во время войны надо разговаривать правильно или лучше конкретно? Это вообще важно в такой специфический, точнее трагический даже, момент говорить грамотно?
— Вот уже полдюжины лет я занимаюсь этим направлением деятельности…
- То есть по сути стартовала прямо перед самой войной и всю войну ставишь людям речь?
— Все верно. Так вот, первыми моими клиентами были люди, стоящие у власти. В смысле в той или иной степени ею наделенные.
- Сознайся, ты с Януковичем поработала? Знатный был ритор.
— Нет! Это точно не мой ученик. Так и напиши: «Это не я!» У меня бы получилось лучше… Когда началась война, много деток со мной занимались по удаленному доступу. Мы репетировали какие-то их роли, номера для школьных выступлений.
- С началом войны чиновников в твоей аудитории сменили дети?
- Хочешь сказать, что шли обстрелы, а ты в это время учила ребятишек правильно артикулировать?
— Сегодня буквально вспоминала, проходя мимо одного места, знакомая дала бесплатно помещение под занятия. Бывало и такое, что в игровой форме учимся с детьми — бегаем, прыгаем, осваиваем внятность произношения. А за окнами такая пальба — ужас! Это в районе «Донбасс Арены», эхо дичайшее… Сейчас говорю об этом, и мурашки по коже.
- Что там у тебя… Даже у меня мурашки побежали, как представил все это.
— Потом пошли уже взрослые группы, причем довольно плотным потоком. Стали приходить люди, которым это было надо.
- А, собственно говоря, кому?
— Например, юристам, докторам. Управленцам нашей, так скажем, новой генерации. Очень радуют студенты, которые приходят с четкими мыслями, что им надо качественно говорить, потому что есть далеко идущие планы. Молодежь намеревается строить свою жизнь, карьеру и готовится к этому заранее. Вот одна девочка у меня поступила в МГИМО. Была у ребенка большая мечта, я счастлива, что она ее осуществила. Молодые политологи охотно идут заниматься — это здорово.
- Управленцы — это, пожалуй, особенно интересная группа.
- Любопытно, и какие это у него запросы возникли?
— Представь себе, говорит, что хочет быть человеком высокой культуры. Но работать ему приходится зачастую с контингентом, который, кроме гаек, монтировок и мата, мало что понимает.
- И что, удалось привести к общему знаменателю внутренний мир руководителя и правду жизни производственного процесса?
— Это была большая творческая и педагогическая победа. Этот начальник предприятия гордо рассказал, что смог донести до некоего своего особо одаренного подопечного то, что хотел. Причем без площадной брани, исключительно пользуясь правильно поставленным дыханием, четкой артикуляцией. Он даже в своеобразный раж вошел! Чем медленнее, тише и увереннее говорил один, тем крепче оказывался припечатан второй. Самое важное, что последний, на удивление, понял, что ему надо сделать. А до этого самые бронебойные слова до цели не доходили.
- В общем, ты даешь людям новый инструментарий?
— Причем тот, который есть в каждом из нас. Я всегда своим слушателям особо подчёркиваю, что они имеют громадный потенциал. Важно правильно им пользоваться. По сути не учу я их, а открываю те грани, которые они в себе не видели по каким-то причинам.
- А военные обращаются?
- Слушай, но получается, что, с другой-то стороны, ты у людей отнимаешь их «донецкость». Ведь почти всякий наш земляк только входит в комнату, толком и поздороваться не успевает, а уже понятно, что он из Донбасса.
— А я тебе другой пример приведу. В прошлом году я была в Москве на конференции «Голос». Ее проводил Союз дикторов России. И мне довелось попасть на мастер-класс к одному из корифеев озвучки на телевидении. Публика, надо сказать, подобралась крайне разношерстная. Из Украины тоже ребята были, но в основном из разнообразных российских регионов. Соответственно говоров, региолектов хоть отбавляй. Как-то сразу подумалось, что ребятам нужнее то, что вещал наставник, чем мне. А потом взыграл спортивный, профессиональный, точнее, интерес.
- Для донецких это характерно.
— Еще бы! Присаживаюсь к руководителю мастер-класса на представление, был там такой пункт программы. Он давал почитать новостные тексты. Но, по большому-то счету, новости я только в качестве примера на курсах даю, сама их на телевидении не читала никогда.
- Ну да, у тебя все больше развлекаловка, сказки, легенды, тосты…
— Примерно так, только без тостов — это слишком личное… Ну, думаю, интересно себя попробовать еще и в новостях. Представляюсь: «Виктория Степанова. Артистка разговорного жанра Донецкой государственной академической филармонии». Глаза у моего собеседника начинают округляться, на лице умилённое выражение. Начинаю выдавать на-гора текст, с витиеватыми словами, как я люблю…
- Подозреваю, что человек был впечатлен?
— Я только недавно научилась принимать в свой адрес комплименты по этой части моей деятельности. Да, было очень приятно, я млела. Он сказал, что я поломала все его представления о выходцах из Донецка, что он пытался уловить какие-то донецкие нотки, что великое мастерство — говорить так, чтобы не читалась местность, откуда вы приехали. И это руководитель мастер-класса сообщил перед всей аудиторией. А ты говоришь! Вот тебе о донецком региолекте! Когда исправляешь его, это еще больше баллов дает.
- Хорошо, ты правишь людям речь. Кто-то и научится безупречно все произносить. Но словарный запас ты же параллельно вставить не можешь, верно?
- Вот коллизия… Можно научиться грамотно и красиво говорить глупости.
— Бывали случаи, когда приходили люди с большим набором речевых проблем.
- Каких?
— Например, глотаются окончания. И попробуй пойми, что человек вещает. Я это называю леностью языка. Полнейшая каша! Причем все в порядке у человека с интеллектом, начитан, интересные сочинения пишет, а вот выдать устный текст не умеет. Тогда мы начинаем с этой кашей бороться, раскладывать, заново собирать… Язык — самая активная мышца человеческого организма, но не у всех она достаточно тренирована.
- Кроме педагогической деятельности ты ведь, как уже было сказано, артистка Донецкой государственной академической филармонии — читаешь сказки в сопровождении оркестра. Скажи, ты используешь эти выступления как наглядное пособие своей методики борьбы за высокую культуру речи?
— Я своим ученикам всегда рекомендую приходить на подобные представления. Там они видят, как выглядят в целом те фрагменты, с которыми мы работаем на занятиях. На концерте можно увидеть отредактированный материал, собранную воедино конструкцию… Кстати, вспомнился такой эпизод, достаточно занятный. Давали мы в филармонии «Ночь перед Рождеством». Известная история приключений кузнеца Вакулы.
- Замечательный добрый малороссийский хорор-стиль Николая Васильевича Гоголя.
- Сложно возвращаться в свое «Г»-прошлое?
— Ужасно! Вся концентрация пошла на эту «Г». Но это, понятно, особый случай. Обычно мои ученики приходят на концерты за другим. И детей своих приводят. Правильная речь, она ведь родом из детства. Вспомни, когда мы были маленькими, кого слушали?
- Тетю Валю Леонтьеву из программы «В гостях у сказки».
— Да. А еще «Спокойной ночи, малыши!» Я, даже если и не смотрела программу, а собирала игрушки перед сном, все равно слушала, запоминала. А вода камень точит. Такие большие мастера разговорного жанра создавали у нас основы говорения и понимания всей красоты великого и могучего русского языка.
- Гоголь, сказки… А что ты еще читаешь Донецку под филармоническую музыку?
— Стихи, например. 4 октября, скажем, в сопровождении струнного квартета я буду читать свои стихи. Программа в двух отделениях «Портрет женщины» — все, что у нас на уме, но зарифмованное и вынесенное на сцену.
- Сложно два отделения отработать, пожалуй.
- На представлениях только дети?
— Много детей, но не только. Приходят бабулечки, скажем, после концерта руки жмут, плачут: «Деточка, ты так хорошо Пушкина читала. Мы же его как сына рОдного любим». Как это важно, как необходимо людям, которые попали в такую жуткую ситуацию.
- Да уж… Кто еще недавно мог себе такое представить — фронтовая концертная бригада со сказками Пушкина в Горловке.
— Для деток это такой праздник — «К нам приехали артисты!» Зимой были в Докучаевске. В местном ДК не было отопления, потому что перебито во время обстрелов. Не было света по этой же причине… Работники ДК говорят: «Вы нас извините, так хотели натопить калориферами, но свет дали только полчаса назад. В зале холодина, разумеется. Музыкантам надо играть, а руки коченеют. А мы не можем выйти на сцену в телогрейках. Мы же артисты, на нас пришли посмотреть. Обязательно нужны концертные платья. Зал человек на 200, битком заполнен, пар изо рта, но читаешь на одном дыхании. Тишина абсолютная, детки слушают внимательно. Ну как не повезешь в следующий раз сказку туда, где тебя ждут?
- Главный голос Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, Юрий Левитан, считался личным врагом Гитлера. Тот обещал его повесить на Красной площади, когда Москва будет взята… Погорячился, разумеется, но сейчас не об этом. Ты укрепляешь боеспособность ДНР. Раньше дончане просто умели многое делать качественно, молча, а теперь еще и начнут обо всем этом красиво рассказывать. Улавливаешь параллели?
— Прежде всего я глубоко уважаю Юрия Левитана. От его голоса мурашки по коже. Очень люблю переслушивать. Ставлю ребенку, знаешь, вот эти прекрасные вещи: «Освобождены города Дебальцево, Горловка…» А потом у него звучит на особом подъеме, раскатисто: «Город СТАЛИ-И-И-НО-О-О!» И вообрази себе, как Господь распорядился, мне повезло родиться с товарищем Левитаном в один день — 2 октября. В разные годы, разумеется.
- В разные годы — это как раз понятно. А вот один день рождения — это сильно. Не знал.
— Я сама только в прошлом году открыла для себя этот факт. Что касается голоса… Мне очень приятно сказать, что среди моих учеников есть представители Харькова, Киева и прочих городов русских, которые сейчас по нелепому капризу истории еще остаются по ту сторону линии фронта.