В среду, 4 сентября, Печерский районный суд Киева разрешил Государственному бюро расследований (ГБР) применить к бывшей главе Нацбанка Валерии Гонтаревой силовой привод на допрос. Против нее еще 31 июля было открыто производство по факту злоупотребления служебным положением с целью получения неправомерной выгоды.
Ее подозревают в хищении около 150 млн грн (382,4 млн руб.) при участии инвестиционной компании ICU. Зимой 2019 года НАБУ открыло против Гонтаревой дело по подозрению в служебной халатности при возмещении из госбюджета денег вкладчикам обанкротившихся банкам.
Ее вызывали на допрос 5 и 22 августа, но она так и не явилась, не сообщив причину. Однако 30 августа она сообщила, что ее сбила машина в Лондоне, у нее диагностирован перелом костей стопы, она находится в больнице, в ближайшие 4-6 месяцев не сможет передвигаться, поэтому не сможет почтить присутствием украинских следователей. Такое совпадение вызывает подозрение в том, что инцидент в Лондоне был подстроен специально, чтобы не являться на допрос. Кроме того, 4 сентября в Киеве сгорело авто невестки Гонтаревой, которую также зовут Валерия Гонтарева. Пожарные подозревают поджог. На основании этих инцидентов экс-глава Нацбанка заявила о политическом преследовании и угрозах жизни.
Таким образом, она, вероятно, попытается получить в Великобритании статус жертвы политических преследований, хотя политикой она на своем посту не занималась, что позволит ей плевать на решения украинских судов с высоты лондонского Тауэра и продолжать преподавать в Лондонской школе экономики, обучая «белых господ» тому, как эффективнее подрывать финансовую систему других стран.
Кто жаждет «голову» Гонтаревой
Еще в июне она заявляла об угрозах в ее адрес со стороны Игоря Коломойского, откровенно передергивая и связывая Коломойского с экс-президентом Виктором Януковичем. «Вы знаете, что в страну вернулась не только преступная власть Януковича, с которой мы боролись. Вернулся один из олигархов, который постоянно мне угрожает. Это очень плохо, что он вернулся. Плохо для меня лично и для страны. Лично мне он угрожает. В интервью Коломойский заявил, что если я не вернусь в Украину, то он меня вывезет в частном порядке. По-английски это kidnapping. Это преступление на территории Великобритании. Я хочу, чтобы это было всем понятно. Если со мной что случится, чтобы все знали, почему», — заявила Гонтарева. Коломойский в ответ заверил, что похищать Гонтареву не собирается: «Зачем мне ее похищать? Для чего? Жениться на ней тайно?»
Политолог Руслан Бортник считает, что ее крови жаждет вся группа «Приват». «В выдаче Гонтаревой украинским властям заинтересована прежде всего группа "Приват". Ведь Гонтарева — непосредственный участник, разработчик и организатор приватизации "Приватбанка", она очень ценный свидетель и носитель информации, огромного количества компромата в отношении предыдущего президента. Потенциально Гонтарева может очень много чего интересного рассказать украинскому обществу и правоохранительным органам», — утверждает Бортник.
Журналист Михаил Подоляк, комментируя инцидент с Гонтаревой, говорит, что претензий к ней, конечно, достаточно, но вряд ли кто-то будет действовать так топорно на чужой территории. «Да, в каких-то узких экспертных кругах Валерия Алексеевна популярна и пользуется спросом. Но в собственной стране она — безусловное зло и беглец. Реформатор, которого презирают все социальные и политические группы… Разумеется, я бы не выдвигал никаких конспирологических версий в связи с историей на лондонском пешеходном переходе. Смешно. Потому что проще простого. Никто из доброжелателей Валерии Алексеевны, которая вчера что-то там у них забирала, включая тот же "Приватбанк", не будет играть в рискованные игры на чужих территориях. Зачем? Компенсации можно получить другим способом… Сама Гонтарева вообще считает себя неприкасаемой и потому ровным счётом никак не опасается вызова на допросы на территории Украины», — сообщает Подоляк.
Расследованием махинаций Гонтаревой и ее окружения обещал заняться и новоизбранный депутат от «Слуги народа» Александр Дубинский. «Хочу добиться наказания для всех. Не только Гонтаревой, которая стала притчей во языцех в Национальном банке для всех руководителей НБУ с 14-го по 19-й год», — заявил Дубинский, подчеркивая, что около 11 млрд долларов рефинансирования были при ней выведены из страны.
Гонтарева также фигурирует и в новом деле, зарегистрированном в ГБР по инициативе юриста Андрея Портнова относительно хищений в «Укроборонпроме». Суть открытого производства заключается в том, что организованная преступная группа в составе Порошенко, Гонтаревой и должностных лиц "Укроборонпрома" и "Укрэксимбанка" с целью наживы организовала из концерна "Укроборонпром" многомиллионные перечисления валюты в офшорные и другие юрисдикции под фальшивые контракты.
«Это дело может позволить конфисковать у Порошенко и Гонтаревой абсолютно всё принадлежащее им имущество — заводы, акции, недвижимость и деньги», — утверждал Портнов.
Как экс-глава Нацбанка подрывала экономику страны
Валерия Гонтарева возглавила НБУ после Майдана и «воцарения» Петра Порошенко. До этого она возглавляла инвесткомпанию ICU, которая обслуживала в том числе и финансовые интересы Петра Порошенко. За тот период, пока она занимала должность главы НБУ, с 19 июня 2014 года до марта 2018 года, из банковской системы Украины был выведен 91 банк. Такая «зачистка» повлияла также на обычных граждан, так как в выведенных с рынка банках остались депозиты граждан на сумму в 135,2 млрд грн. Для украинцев время Гонтаревой на посту главы НБУ запомнится наибольшей девальвацией гривны за всю историю страны. С 19 июня 2014 года по апрель 2017 года курс гривны упал с 11,84 грн/долл. до 27,02 грн/долл, то есть на 128%. В феврале 2015 года курс достиг исторического пика — 33 грн/долл., а на черном рынке — до 40 грн/долл. Столь резкая девальвация почти в четыре раза обесценила доходы граждан и настолько же увеличила внешние валютные долги страны. Депутаты еще прошлого созыва неоднократно требовали отставки Гонтаревой, обвиняя ее в падении курса национальной валюты и ликвидации большого количества украинских банков.
Украинский аналитик Александр Охрименко считает ее руководство бездарным и неэффективным. «Гонтарева после себя оставила одни руины. Есть показатель, который четко говорит о том, насколько она была бездарным руководителем Национального банка Украины. Когда она пришла на должность, общее количество проблемных кредитов банка составляло 10%, сейчас — 58%. Раньше худо-бедно кредитование работало, сейчас кредитование бизнеса вообще не работает. Это четко показывает, что на сегодняшний момент она — самый неэффективный менеджер Нацбанка за всю историю Украины. К сожалению, что есть, то есть», — говорил Александр Охрименко.
Выдадут ли Гонтареву Украине
Согласно Женевской конвенции 1951 года, убежище от политического преследования может быть предоставлено, если человека преследуют именно за его политические взгляды, а какие именно политические взгляды у Валерии Гонтаревой, сказать сложно. Кроме того, в таких делах обычно важную роль играет время подачи заявлений о политическом преследовании. Даже если ее действительно преследует Коломойский за национализацию «Приватбанка» — это не является политическим преследованием. Если бы Гонтарева сбежала из Украины и в первой же западной стране подала заявку о предоставлении убежища — его могли бы предоставить. Однако Гонтарева посещала разные страны, спокойно жила себе в Лондоне больше года, и тут вдруг от нее поступает заявление о политическом преследовании. Формально, с точки зрения британской Фемиды, это очень сомнительное дело, но это если действительно считать, что сами британские суды не являются политически ангажированными.
Украинский политик и экс-депутат Кирилл Куликов советует для экстрадиции Гонтаревой прибегнуть к услугам авторитетной британской юридической компании, если, конечно, новые власти Украины не просто хотят попиариться на этом деле, а реально намерены расследовать это дело. В таком случае экстрадиция возможна, но лишь через год-два. Если же британские органы все-таки предоставят Гонтаревой убежище — они признают наличие политических преследований на Украине, что ударит по имиджу новой власти и такому «союзнику на восточном фронте», как Украина, а если выдадут — это будет означать, что в 2014-2019 гг. Британия поддерживала криминальное и коррумпированное правительство. И, вероятно, при принятии столь нелегкого решения британские органы будут принимать во внимание и такой аргумент, как готовность беглой экс-главы Нацбанка осуществить посильный взнос в процветание британской короны.