Заявление, конечно, шокирующие. Особенно, если учесть, что оно звучит из уст пррезидента. Но, на самом деле, собственно говоря, Зеленский ничего особенно нового не сообщил. Ещё при Петре Порошенко делались попытки разоблачить роль структур, подконтрольных Медведчуку, на рынке сжиженного газа, предпринимались попытки закрыть контролируемые им телеканалы и найти иностранные источники финансирования его политической деятельности.
Надо отметить, что вся эта активность привела к определённым плодам. Например, Сергей Лещенко, «разоблачивший» махинации Медведчука на рынке газа летом 2017 года, проиграл все без исключения суды — доказать свои обвинения он не смог.
Мы не будем углубляться в эту тему, прежде всего потому, что дело, по большому счёту, не в Медведчуке. Финансирование всех без исключения политических партий (а также депутатских фракций в советах разного уровня и телеканалов) на Украине вызывало и вызывает вопросы. Очень часто оно осуществляется по теневым схемам, в том числе пачками кэша, причем даже иностранного происхождения.
В частности, очень замысловато выглядели схемы финансирования обучения боевиков националистических организаций, проводившихся накануне событий 2004 и 2014 годов за границами Украины. Более того, у нас даже целые партии были, которые финансировались за счёт грантов. Да что там говорить, если в США, которые навязаны нам в качестве образца демократии, масштабно используется теневое финансирование избирательных кампаний через исследовательские структуры, финансируемые близкими к Демократической партии фондами.
Но Зеленский это всё расследовать не будет. Почему? Потому что речь идёт о западном финансировании. Этак можно дойти до выяснения того, за какие шиши новый премьер при зарплате 5 тыс. грн купил «Ягуар»?
Впрочем, это тема. Вы честные и решили мести по-новому? Начните с себя. Раскройте все схемы финансирования партии «Слуга народа», а главное — откуда брали деньги на проведение избирательной кампании партийные кандидаты-мажоритарщики. Кстати, расследование этого вопроса готовит много чудных открытий, прежде всего руководству партии «Слуга народа» и самому президенту Зеленскому.
Почему же интерес у Зеленского вызвала именно «Оппозиционная платформа» и канал «Ньюзван», а не «Европейская солидарность» и «5-й канал»?
Зеленский прямо указал на это обстоятельство — Медведчук является для него главным оппонентом. Это осталось за скобками интервью, но если Медведчук — оппонент, то Порошенко — конкурент.
Мы уже неоднократно обращали внимание на то, что программа Зеленского по сути была повторением программы Порошенко, но изложенной другими словами. Выборы 2019 года были соревнованием двух популизмов. Победил условно более прогрессивный.
Теперь это, хоть и не прямо, признал и Зеленский — нет у него серьёзных противоречий с Порошенко, но есть с Медведчуком.
При этом Медведчук, контролируя значительный медийный ресурс и вторую по численности фракцию в Раде, всегда имеет возможность разоблачать Зеленского в качестве несколько улучшенного варианта Порошенко. Заметим, что сам Порошенко изо всех сил старается отстроиться от Зеленского. Он даже ввёл практику голосования «против», не слишком типичную для Рады (как правило, если депутат с чем-то не согласен, он просто не голосует).
Насколько Зеленский этого боится, видно по тому, что он готов расстаться с имиджем большего, чем Порошенко, демократа, и поставить под вопрос существование второй по численности депутатской фракции (это, кстати, почти 2 млн голосов избирателей) и оппозиционных телеканалов.
Впрочем, Медведчук для Зеленского не только оппонент, но и конкурент. Правда, только в одном вопросе.
В 2014-18 годах Медведчук был единственным каналом связи между Печерском и Кремлём. Фактически он выполнял роль министра по делам России в администрации Порошенко и посла Украины в России. Все обмены пленными и заключёнными шли исключительно через него.
Зеленский же хочет договариваться с Путиным самостоятельно, и он даже встретил определённое понимание в Кремле (вполне логично иметь прямые отношения с главой государства, если это возможно). Но Медведчук всё равно представляет для него определённую угрозу, поскольку по-прежнему рассматривается Кремлём в качестве одной из площадок для переговоров — если не прямых, на государственном уровне, то косвенных, с частью гражданского общества. К тому же он предлагает свой собственный проект урегулирования ситуации на Донбассе, для Зеленского неприемлемый.
Ну и относительно «плохого окончания». Даже если не вспоминать о не слишком удачном опыте разоблачений от Лещенко, маловероятно, чтобы эта история закончилась совсем уж плохо для Медведчука.
С юридической точки зрения что-то доказать вряд ли удастся. Медведчук — один из ведущих украинских юристов, и можно быть уверенным, что, даже если в финансировании партии и каналов есть какие-то сомнительные схемы, они надёжно скрыты (при этом надо помнить, что Медведчук — публичный политик уже много лет, так что никаких сомнительных схем он бы, пожалуй, не допустил). Так что есть подозрение, что обвинения против Медведчука будут готовиться методом «художественного малевания» (вроде обвинительного заключения против Кирилла Вышинского).
С точки зрения репутационной испорченная репутация никому на Украине ещё не мешала. Уж на что она испорчена у, например, Юлии Тимошенко — ничего, держится. У Медведчука она тоже испорчена — сколько сил было потрачено на его демонизацию ещё в бытность главой администрации президента…