Высокий темп может быть следствием как особенности менеджмента Зеленского, так и стремления нагнать отставание, образовавшееся за первые сто дней президентства.
100 дней
Действительно, 100 дней президентства Владимира Зеленского не были богаты на политические события.
Собственно, главное, что было продемонстрировано за это время:
— Зеленского игнорирует парламент;
— Зеленского игнорируют управленческие кадры на местах;
— у Зеленского короткая «скамейка запасных» (собственно — её вообще нет);
— у Зеленского сложные отношения с военными.
По большому счёту, за 100 дней президент осуществил только два заметных деяния.
Во-первых, Зеленский худо-бедно, но начал диалог с Россией и Западом. Ему удалось дважды поговорить по телефону с Путиным (опция, в принципе недоступная для Порошенко), встретиться с Меркель, Макроном и Нетаньяху и договориться о встрече с Трампом.
Понятно, что это следствие не столько каких-то особых качеств самого Зеленского, сколько заинтересованности Запада в прогрессе российско-украинских отношений. Но для Зеленского это отличный толчок.
Во-вторых, президент распустил старую Верховную Раду и вчистую победил на внеочередных парламентских выборах, впервые с 1994 года сформировав однопартийное парламентское большинство.
Главным тут был даже не успех «Слуги народа» в пропорциональной части (этот успех был предсказуем и никого не удивил), а тотальный разгром ставленников региональных элит в мажоритарных округах. Это обстоятельство не только дало Зеленскому большинство, но и позволяет ему проводить более радикальный политический курс.
День независимости
Празднование Дня независимости, впрочем, никакими радикальными изменениями не ознаменовалось.
Нет, некоторые стилистические особенности присутствовали…
Например, многих впечатлила патриотическая рэп-композиция в исполнении Алины Паш (девушку тут же старательно смешали с грязью — она, оказывается, посещала Москву и Крым, который Украина, и поэтому ездить туда нельзя).
Существенным моментом был отказ от военного парада. Впрочем, проведённый вместо него «марш достоинства» оказался даже более многолюдным.
Исполнение гимна в четырёх разных вариантах было явно избыточным, но тут и Зеленского можно понять — не только он сам, но и его избиратели не определились ещё с тем, что именно ему нужно делать, чтобы выглядеть не меньшим патриотом, чем Порошенко.
Зеленского раскритиковали за то, что он в своём выступлении не назвал агрессора и оккупанта по имени, но это, безусловно, преувеличение. За пять лет самые тупые порохоботы могли бы выяснить, кто есть кто на Украине. По тональности речь президента Зеленского была, безусловно, мягче речений президента Порошенко, но содержательно она была точно такой же.
Вообще очень показательно, что День независимости (а позже — начало работы Верховной Рады) был отмечен поклонением импровизированным кенотафам жертв этой самой независимости. Если при Порошенко появились какие-то сдвиги в сторону празднования побед (пусть и вымышленных), то при Зеленском последовал некоторый откат в сторону непрерывной скорби.
Обмен пленными
На протяжении недели постоянно циркулировали слухи о запланированном обмене заключенными в формате "33 на 33" или как-то так.
С российской стороны должны были быть выданы Олег Сенцов, Владимир Балух, Николай Карпюк, Станислав Клых, захваченные в Керченском проливе украинские моряки и ещё несколько человек.
С украинской стороны выдаче подлежали граждане России, в частности выпущенный под залог Евгений Мефёдов.
Непонятной оставалась ситуация с Кириллом Вышинским, который 28 августа был выпущен судом из СИЗО под личное поручительство. Сам он против обмена возражал, но фигурирует ли он в списках обмена — неизвестно.
Назывались разные сроки обмена — 23, 28, 29 августа. 30 августа свежеизбранный генпрокурор Руслан Рябошапка даже впопыхах сообщил, что самолёт с освобождаемыми украинцами буквально заходит на посадку, но он не только не заходил, но даже и не взлетал.
Почему именно сорвался обмен, так до сих пор и не известно. По некоторым данным, проблема состояла во Владимире Цемахе, выкраденном СБУ в июле в Снежном (ДНР). Российская сторона требует включить его в список для обмена, украинская же пообещала предоставить его Нидерландам, поскольку он якобы может иметь (на самом деле не может, но это никого не интересует) информацию по делу о гибели МН17.
Запланированный обмен и освобождение Вышинского никак не связаны с выполнением Минских соглашений, уже просто потому, что осуществляется он между Украиной и Россией — без участия ЛДНР. Этот обмен — одно из условий проведения переговоров в "нормандском формате".
Открытие Рады
Собственно, ничего особенно неожиданного 29 и в ночь на 30 августа не произошло. Состав Рады не оставлял никакого особого пространства для предположений.
Собственно, сомнительных моментов несколько:
Во-первых, будет ли коалиция однопартийной или более широкой?
Второй вариант имел смысл строго на предмет создания конституционного большинства, но при наличном составе парламента он требовал договоренностей не только с «Голосом», но и с мажоритарщиками (например, с теми, которые объединились в группу «За будущее Коломойского»). Их, однако, всё равно не хватало, потому на этот проект забили.
Во-вторых, кто станет зампредом Рады, если СН не собирается голосовать за кандидата от ОП или ЕС?
Вариантов было немного. Зампредом стала представительница «Батькивщины».
В-третьих, было интересно, кто же станет главным оппозиционером и как ОП и ЕС будут славу между собой делить?
Оказалось — никак. ОП не напрягается. Зато ЕС старательно голосует против всех кандидатур, предложенных Зеленским. Кроме того, против Зеленского внезапно оказался «Голос».
В-четвёртых, были разночтения относительно кандидатуры премьера. Впрочем, к 29 августа было уже понятно, что президент будет выдвигать Алексея Гончарука.
В-пятых, под вопросом была судьба Арсена Авакова.
Он, однако, в правительство прошёл (причём оказался одним из пяти министров, представленных в прошлой власти). Неофициально (хотя, конечно, инцидент с Елизаветой Богуцкой мог быть случайностью) было дано понять, что президент якобы опасается попытки переворота со стороны Порошенко. Однако назначение на пост министра обороны Андрея Загороднюка, не имеющего к армии ни малейшего отношения, показало, что Зеленский боится чего угодно, только не этого.
Также следует отметить два момента.
Во-первых, нынешний состав Кабмина правильно было бы назвать «правительством грантоедов». Большинство министров не имеет опыта в сфере государственного управления, а некоторые — и в реальном секторе экономики. Однако все или почти все они — «птенцы гнезда Соросова». Как они будут управлять страной, совершенно непонятно. Зато от них можно ожидать чего-то вроде программы «500 дней» по переходу от социалистической экономики к капиталистической (каждый, кто скажет, что на Украине давно уже капиталистическая экономика — провокатор и враг реформ).
Во-вторых, президент Зеленский явно хочет выстроить под себя «агрессивно-послушное большинство». Во всяком случае, навязывание (с нарушением регламента, кстати) отказа от депутатской неприкосновенности наводит именно на такие мысли.