Законопроект «о защите энергетической безопасности Европы», зарегистрированный республиканским сенатором Тедом Крузом, отражает беспокойство некоторых законодателей касательно влияния России в Европе.
Планируется, что ограничительные меры будут направлены на суда, которые прокладывают газопровод, и компании, владеющие этими судами. Документ запретит въезд в США любым лицам, причастным к «продаже, аренде, предоставлению или содействию в предоставлении» судов для укладки российских морских трубопроводов на глубине 30 метров и более, а также предполагает заморозку их активов, находящихся в американской юрисдикции.
Документ, чтобы стать законом, должен пройти как Сенат, так и Палату представителей и быть подписанным президентом Дональдом Трампом,
Это просто праздник какой-то
«Сегодня мы еще на шаг приблизились к остановке кремлевского политического проекта, который несет угрозу для Украины и всей Европы. Поздравляем наших друзей в США, ЕС и Украине и благодарим их за постоянную поддержку», — сообщается на странице НАК в социальной сети Facebook.
В «Нафтогазе» ожидают, что далее борьба только обострится, «но сегодня у нас важная промежуточная победа, за которую есть повод поднять бокал».
В то же время украинский эксперт в сфере энергетики, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что «Нафтогаз» рано празднует победу.
«Давно ожидалось, что будет очередной санкционный пакет. Он рассматривался длительный период, и, в конце концов, комитет его одобрил. Есть высокая вероятность того, что за него проголосует американский парламент и документ попадет на подпись президенту США. Трамп может принять решение о введении этих санкций либо о не введении.
Другой вопрос, что это займет длительный период времени, и мне кажется, что с высокой вероятностью эти санкции будут введены тогда, когда строительство морской части трубопровода будет уже закончено. И по сути никакого существенного эффекта это иметь уже не будет», — рассказал в эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру Дмитрий Марунич.
«Не знаю, что она имела в виду. Речь шла о том, что санкции будут применяться к компаниям, которые имеют технологии прокладки морских трубопроводов на глубинах, по-моему, ниже 100 футов.
Возможно, были внесены какие-то изменения в этот санкционный документ. Но с «Турецким потоком» уже вопрос решен — он уже по сути простроен, и там нечего останавливать. Если еще какие-то попытки остановить строительство морской части СП-2 еще могут иметь место, то противодействие строительству «Турецкого потока» нереально, потому что он уже построен. И там могут быть применены какие-то санкции к сухопутным участкам», — подчеркнул Дмитрий Марунич.
Последний форпост пал
Тем не менее, накануне голосования комитета стало известно, что первое поступление газа по трубопроводу «Северный поток-2» должно произойти к полуночи 31 декабря 2019 года. Об этом заявил Райнер Зеле, глава австрийской компании OMV, входящей в число инвесторов проекта.
При этом на данный момент по дну Балтийского моря уже проложено 70% труб газопровода.
Однако, устав ждать решения датского МИДа, компания-оператор Nord Stream 2 AG отозвала свою заявку на прокладку газопровода «Северный поток-2» через территориальные воды Дании. Сообщение об этом в пятницу, 28 июня, распространила пресс-служба компании.
Как заявил глава Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг, компания посчитала себя обязанной сделать такой шаг, «поскольку за два года, прошедшие после подачи заявки, правительство Дании не продемонстрировало ни малейших признаков к принятию решения».
Основной маршрут газопровода должен был пройти южнее принадлежащего Дании острова Борнхольм, но компания нашла еще два альтернативных маршрута — северо-западнее или юго-восточнее острова. Но они будут проложены через международные воды, что не требует получения разрешения от МИД Дании.
В свою очередь, энергетическое агентство Дании заявило, что приняло к сведению решение Nord Stream 2 и продолжает обрабатывать две альтернативные заявки. Предлагаемые маршруты проходят вне территории Дании и могут быть отклонены только из экологических соображений или возможных ограничений для судоходства, подчеркнули в ведомстве.
Конец транзитного государства Украина
«Украина пыталась взаимодействовать и даже в чем-то шантажировать Европу и США, чтобы те повлияли на Россию. Они пытались влиять, но пока эти попытки ни к чему не привели», — считает эксперт.
Единственное, что может сделать Киев в данной ситуации, — это урегулировать конфликт с Москвой. Это должно дать возможность пересмотреть распределяемые объемы транзитируемого газа.
Но даже если сейчас Украина сменит свою политику в отношении РФ, это ничего не изменит — горизонты планирования подобных проектов не позволяют играть в игру «мы сегодня за белых, а завтра — за красных». После реализации «Турецкого» и «Северного» потоков Украина как основной транзитёр российского газа уйдёт в историю.