Напомним, что в отношении экс-президента Петра Порошенко возбуждено 11 уголовных дел. Его подозревают в превышении полномочий, неуплате налогов, отмывании денег, давлении на судебную власть, госизмене (в связи с Керченским инцидентом). Следственные действия уже ведутся. Например, обыск провели в корпорации «Богдан». Там пожаловались в Европу — говорят, что при Порошенко такого не было…
В общем, власть явно торопится. Причём дело тут не только в деятельности Андрея Портнова и в самоуправстве директора ГБР Романа Трубы. Создание проблем в жизнедеятельности экс-президента Порошенко — живейший интерес Владимира Зеленского. Сам он человек, пожалуй, не подлый (вообще коллеги по актёрскому цеху и партнёры по бизнесу откликаются о нём преимущественно комплиментарно), но есть ведь политические интересы… А они диктуют если не приемы, то стиль.
Во-первых, Пётр Порошенко, пусть и проигравший президентские и парламентские выборы, остаётся на Украине одним из наиболее влиятельных политических деятелей. Вообще он прирождённый политик (проявилось это его качество так поздно в основном из-за патологической жадности). Зеленскому, который не политик от слова «вообще», явно неуютно в окружении таких зубров, как Порошенко, Медведчук или Тимошенко.
Во-вторых, Порошенко не только считает свой проигрыш на выборах досадной случайностью, но и намерен исправить эту случайность. Вот, например, «Коммерсант», ссылаясь на анонимные источники в окружении Порошенко, пишет, что тот намерен «шатать». Причём не Трубу, а вообще всё: собирается создать и возглавить «протестное движение в парламенте и в стране». Кстати говоря, когда он предметно этим займётся, пресечь его даже по старым делам будет трудно — уж очень явно дело будет пахнуть политическим преследованием.
В-третьих, каким бы Зеленский ни был неполитиком, он отлично понимает, что бесконечно отвлекать избирателей на выборы нельзя, — надо продемонстрировать какие-то победы и достижения. Реформы быстрого эффекта не дадут (более того, поскольку реформы либертарианские, они в любой перспективе дадут эффект, противоположный тому, который ожидают избиратели). Значит, надо поступать в соответствии с анекдотом: открыть первый конверт, прочитать — валите всё на предшественника. Подтвердив рассуждение «во всём виноват Порошенко» конкретным уголовным делом.
Порошенко всё это понимает, но не боится. Позволяет себе сначала вместо ГБР махнуть в Страсбург, чтобы посидеть на галёрке Европарламента (он, кстати, это обещал избирателям — уже начал). Потом приходит в ГБР, но не по графику (мы же понимаем, что заставить пациента ждать на приставном стульчике в коридоре, — право следователя).
Почему не боится-то? Очевидно, полагает, что:
— Зеленский не даст довести дело до конца, чтобы не ставить под угрозу своё собственное будущее;
— парламентарии не дадут согласия на его арест (до получения корочки депутата ему не так много времени осталось — не успеют арестовать) из тех же соображений;
— не соберут доказательств;
— Вашингтон не даст добро;
— его преследование будет иметь политический характер.
Все эти основания могут иметь место, но на практике всё выглядит немного не так:
— каждый президент думает, что он пожизненный и бессмертный;
— Рада, как правило, даёт разрешение на привлечение депутатов к ответственности (исключения, что характерно, появились именно при Порошенко — не иначе как в знак глубокого уважения депутатов к генпрокурору без образования);
— Вышинский сидит без всяких доказательств (правда, когда речь идёт о политиках, правоохранители не напрягаются со сбором доказательств, чтобы не попасть со временем под раздачу);
— США, похоже, всё равно — их больше интересует вопрос управляемости Зеленского;
— политический характер преследования совершенно не мешал сидеть Тимошенко.
Остаётся предположить, что Порошенко или утратил связь с реальностью, или знает, что сажать его не будут. Скорее всего из каких-то общеполитических или же чисто имущественных соображений (Коломойскому было бы интересно не просто тупо ограбить коллегу по олигархическому цеху, а взять все и на вполне законных основаниях).
Нам же кажется, что Порошенко будет пребывать на свободе ровно до тех пор, пока не возникнет острая необходимость одержать блестящую победу над коррупцией. А это, может быть, не наступит никогда. А, может, и завтра.