В этом курортном сезоне Крым планирует принять рекордные 7,5 миллиона туристов. В начале этого месяца стало известно, что по сравнению с прошлым годом здесь успело отдохнуть больше 2 миллионов человек, что на 11% превышает показатель предыдущего курортного сезона.
Лидерами среди курортников, посещающих республику, остаются жители материковой России. За ними идут граждане Украины: 200 тысяч человек из сопредельного государства уже отдохнули в Крыму в этом году. Едут на полуостров и с дальнего зарубежья, но доля таких туристов все еще остается незначительной.
Как бы там ни было, а все эти три категории объединяет одно — желание увидеть своими глазами, как меняется Крым при российской власти. Проанализировав главные и самые очевидные изменения на полуострове, издание Украина.ру подготовило серию публикаций о том, на что стоит обратить внимание всем желающим увидеть новый Крым.
Пробки и стройки
Одним из самых популярных способов добраться до Крыма по-прежнему остается автомобильный транспорт. Доля автотуристов, проехавших на полуостров по Крымскому мосту, составляет 57%. Всего же с начала года по мосту в направлении Крыма приехало около 760 тысяч транспортных средств. При этом только за июнь границу Крыма и Украины пересекло почти 43 тысячи машин. Нетрудно догадаться, что все, кто едет сюда на машине, в первую очередь обращают внимание на состояние местных дорог.
Только в этом году Крым получил 2 млрд рублей на строительство, ремонт и реконструкцию дорог. В прошлом году эта цифра составляла 3 миллиарда. Еще 4,5 миллиарда было выделено из резервного фонда президента.
В 2014 году правительство РФ планировало выделить на дороги полуострова больше 112 млрд рублей до 2020 года. Но потребность республики в новых дорогах только возрастала. Теперь же, согласно проекту долгосрочной концепции развития крымских дорог, только с 2019 по 2024 год «в асфальт закатают» не меньше 150 миллиардов.
Сегодня общая протяженность крымских автомобильных дорог (региональные, муниципальные и местные) составляет 15,06 тысячи километров, в нормативном состоянии находится лишь около 20%. Однако посмотреть, на что идут бюджетные деньги, можно уже сегодня.
Первое, что приходит в голову при упоминании фразы «дорожное строительство», — федеральная трасса «Таврида». Четырехполосная дорога от Керчи до Севастополя готова сегодня на 64%. Об этой дороге слышали буквально все, и многие из тех, кто приезжает на полуостров, стремятся проехать по этой еще не достроенной трассе.
Масштабы работ действительно впечатляют. Как и пробки, которые образуются на этой дороге из-за желания автомобилистов узреть своими глазами одну из главных строек века. К несчастью, на строящейся «Тавриде» происходит много ДТП. Это связанно с ведущимися работами, которые затрудняют проезд. Поэтому местные жители предпочитают пользоваться старой трассой Керчь — Симферополь. После частичного запуска «Тавриды» на этой дороге не бывает ажиотажа, к тому же, в начале зимы дорожники установили на ней освещение и частично ее отремонтировали.
Недавно озвучивалась идея пустить по старой дорогое междугородные автобусы, но пока власти этого не сделали.
Другая не менее популярная крымская трасса Симферополь — Ялта. Ее реконструкция попадет в осеннюю корректировку Федеральной целевой программы и обойдется в 30 миллиардов рублей. Сегодня дорогу до Ялты постоянно поддерживают в хорошем, а местами и отличном состоянии. Но учитывая ситуацию с загруженностью крымских дорог из-за большого числа автомобилей, трассу хотят расширить и даже сделать федеральной.
Эта дорога также пролегает через села, поэтому движение по ней затруднено пешеходными переходами и съездами в населенные пункты. Чтобы избежать этого, будет построен юго-восточный обход Симферополя, который позволит туристам выезжать на ялтинскую трассу почти перед самым Ангарским перевалом. Однако свой шарм эта дорога не потеряет и вид из окна автомобиля на южнобережную природу останется таким же неповторимым.
Еще одним любимым направлением у туристов остается Евпатория. Те, кто едет на запад, начиная с апреля прошлого года, видят из окон машин грандиозную стройку трассы Симферополь — Евпатория — Мирный. Строят ее на деньги российского бюджета и, так же как «Тавриду», в несколько этапов. Первый этап будет закончен в декабре следующего года. Его протяженность составит 24,5 километра. Эта часть дороги будет включать четыре транспортных развязки, шесть путепроводов, два разноуровневых переезда и три надземных пешеходных перехода. Сама трасса на Евпаторию станет 4-полосной дорогой первой технической категории с расчетной скоростью движения до 120 км/ч.
Жилье
Процесс интеграции Крыма в российскую действительность открыл глаза на сильное отставание республики от материковых норм почти по всем сферам. Одной из таких было и остается жилищное строительство. Сегодня Крыму не хватает 16 миллионов квадратных метров жилья только для того, чтобы догнать среднероссийский показатель.
Как рассказал изданию Украина.ру Якуб Асанов, гендиректор компании «Монолит», входящей в тройку лидеров по строительству жилья на полуострове, среднероссийский показатель обеспеченности жильем сегодня составляет 23 квадратных метра на человека. А, например, в Симферополе он не превышает 11 «квадратов». И это при том, что в прошлом году Крым показал самые высокие темпы прироста по вводу жилья во всей России. В 2018 году было построено 348 тысяч квадратных метров, что на 60,7% больше, чем в 2017-м. Однако жилплощади в республике до сих пор не хватает, а та, что есть, уступает по своей доступности соседним регионам.
Новые жилые микрорайоны появляются в Крыму на месте недавних пустырей, которые находятся вблизи популярных трасс. У туристов, проезжающих по дорогам республики, может сложиться впечатление, что они попали не в курортный регион России, а на огромную строительную площадку. На улице люди видят бесконечные дорожные работы, а в окна — растущие многоэтажки. Все это наталкивает на очевидный вывод: после завершения глобальной стройки Крым будет не узнать.
Однако строительство дорог и домов — не единственные сферы, в которых упущенное в прошлом сегодня стараются наверстать с помощью строительных материалов и миллиардов из российского бюджета. Впереди нашего туриста ждет море. О том, что и как меняется на черноморском побережье, читайте в следующей публикации из цикла про новый Крым.