Эта дата особенно актуальна в связи с событиями на Украине. О существовании тайных тюрем Службы безопасности Украины (СБУ), где людей подвергают изощрённым пыткам, давно известно международному сообществу. Специальная Мониторинговая миссии ООН по наблюдению за правами человека в 2016 году официально заявила о пытках, безосновательном задержании гражданских лиц со стороны СБУ на востоке страны. Затем международные организации Amnesty International и Human Rights Watch обнародовали доклад, в котором указали, что и украинские силовики, и «поддерживаемые Россией сепаратисты» на востоке Украины практикуют безосновательное, тайное задержание гражданских лиц на длительный срок и подвергают их пыткам.
Правозащитники призывали правительство Украины признать существование тайных изоляторов СБУ, однако в ведомстве всякий раз отвергали «недостоверные сообщения» и заявляли, что спецслужба действует в рамках законодательства.
Однако в марте 2019 года бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров, с мая 2014 года работавший в штабе так называемой антитеррористиченской операции (АТО), заявил на пресс-конференции в Москве, что киевский режим организовал тайные тюрьмы в Донбассе, одна из них расположена на территории Мариупольского аэропорта. Прозоров сообщил, что в тайных тюрьмах на Украине происходят пытки и убийства людей. По его словам, свои тюрьмы есть и у батальона «Азов».
Представитель Следкома России Светлана Петренко сообщила 26 марта 2019 года, что возбуждено уголовное дело по факту истязаний и пыток гражданского населения сотрудниками СБУ на Украине. Речь идёт как раз о тайной тюрьме СБУ в аэропорту Мариуполя, где с апреля 2014 года незаконно удерживают лиц, в том числе из числа местных жителей, при отсутствии законных оснований.
«При этом люди содержались в нечеловеческих условиях — сотрудники СБУ заперли их в неработающих холодильных камерах. Не менее 300 человек подверглись пыткам и истязаниям. Известно о двоих убитых», — рассказала представитель Следкома.
О творящихся в тайных тюрьмах СБУ беззакониях рассказал в интервью изданию Украина.ру побывавший там не по своей воле российский коммунист Андрей Соколов. Его держали в обычной тюрьме полтора года, затем освободили (благодаря «Закону Савченко»), но сразу после освобождения Соколова похитили прямо в зале суда, после чего последовали шесть долгих месяцев в тайном изоляторе.
«Я находился в подвальных помещениях здания СБУ города Мариуполя (ул. Георгиевская, 77). Одно из них было стрелковым тиром и использовалось не только для содержания незаконно задержанных граждан Украины и России, но и для пыток — водой, током, избиением. Летом, когда я уже там находился, туда привели других арестованных. Их клали на скамьи, садились на них сверху, закрывали тряпками лица и заливали их водой, создавая эффект утопления. Эта пытка широко применяется сейчас во всем мире, например, в американской тюрьме Гуантанамо, о чем есть многочисленные свидетельства и даже документальные фильмы разных правозащитных групп. Она не оставляет следов насилия, а человек практически не может ее вынести и обычно соглашается дать любые показания, выдать пароли от своих почтовых аккаунтов, от своих страниц в социальных сетях. Все, что им надо», — рассказал Соколов.
По его словам, «иногда это были просто невинные люди, которых вынуждали себя оговорить, хотя они могли просто приехать из Донецка за пенсиями, к примеру, не ожидая, что их схватят где-то на блокпосту».
«Я потом видел эти влажные тряпки, которые использовали для пыток, лужи от воды, хотя на время допросов меня, конечно, переводили в соседнее помещение», — добавил бывший узник.
Соколов отметил, что пребывание в тайной тюрьме без возможности связаться с адвокатом или с родственниками психологически было очень тяжело, потому что за его жизнь никто не отвечал. Украинские правоохранители вообще делали вид, будто бы ищут его.
«Меня как бы не существовало. И не было гарантий, что от меня просто не избавятся, и никто так толком и не узнает, что со мной произошло», — сказал он. Лишь когда информация о Соколове просочилась к правозащитникам, его выпустили, по всей видимости, во избежание скандала.
Порошенко с треском проиграл президентские выборы, но и при новом президенте Владимире Зеленском ситуация в стране пока не изменилась. Как отметил в беседе с корреспондентом издания Украина.ру украинский адвокат и общественный деятель Андрей Гожый, «Зеленский до сих пор не признал ни лично, ни через свои подконтрольные структуры, ни через Службу безопасности Украины наличие политических узников в Украине, не признал того факта, что режим Порошенко осуществлял преследования своих политических противников».
«Соответственно (Зеленский. — Ред.) не подал сигнал структурам, органам власти, оперативным следственным органам о том, что необходимо прекратить такие преследования», — сказал Гожый, добавив, что никак президент Украины «не отреагировал и на многочисленные указания миссии ОБСЕ, миссии ООН на выступления европарламентариев о том, что в Украине режимом Порошенко осуществлялось преследование инакомыслящих».
Что ж, остаётся надеяться, что в команде нового президента всё же найдутся люди, которые обратят внимание на эту серьёзнейшую проблему. Мы уже и не говорим о соображениях гуманности и справедливости, но хотя бы из инстинкта самосохранения — зачем им брать на себя преступления прежней власти? Ведь ответить за пытки, за смерти, за сломанные судьбы рано или поздно придётся.