27 мая глава государства на протяжении двух часов выступал в парламенте с речью о ситуации в Косово и Метохии.
«Моя работа как президента Сербии — рассказывать людям правду, какой бы она ни была. Я решил не продолжать ложь и самообман, я сказал всем, что нет власти Сербии, нет нашего правительства в Косово и Метохии, что крайне важно для здравоохранения и образования, и мы должны прекратить обманывать нашу собственную общественность», — заявил президент Сербии Александр Вучич.
Политик признал, что страна потеряла территорию, потерпев национальное поражение и понеся экономические убытки.
По его мнению, теперь Белграду нужно выбрать один из двух сценариев развития ситуации: либо сохранить статус-кво, либо, к чему он сам склоняется, развивать отношения с непризнанной республикой.
Во время выступления Вучич обратился к своему российскому коллеге: «Хочу поблагодарить Россию и лично её президента Владимира Владимировича Путина за то, что он тот, кто много раз помог Сербии во время принятия, точнее непринятия разных деклараций и других правовых актов в основном против республики Сербии и за то, что помогал в разговорах с другими странами о непризнании независимости Косово».
Сербы высоко ценят поступок Виталия Чуркина — бывшего в 1990-х годах специальным представителем президента России по урегулированию кризисов на территории бывшей Югославии, — который 8 июля 2015 года как постоянный представитель РФ при ООН наложил право вето на проект резолюции о признании геноцидом массового убийства мусульман в Сребренице. В противном случае вина за это страшное преступление легла бы на сербский народ.
17 февраля 2008 года власти Косово в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии, но отделение региона признали не все страны. Инициативу Приштины поддержали, в частности, США, Франция, Великобритания и Германия; среди государств, не признающих независимость Косово, — Россия, Китай, Сербия, Сирия, Израиль, Иран и Испания.
Именно из-за территориальных проблем Вучич, который принципиально не поддерживает западные санкции, потому что дорожит отношениями с Москвой, не признавал Крым российским регионом, поскольку в таком случае у его оппонентов появился бы дополнительный козырь, чтобы упрекнуть президента в непризнании независимости Косово.