В начале мая мэр Киева Виталий Кличко сообщил о появлении в столице новой диковинки.
«Друзья! Менее чем через месяц мы откроем в столице новый знаковый объект. Пешеходный мост станет украшением Киева, привлекательным местом отдыха для жителей города и туристов. Возведение моста активно продолжается», — заявил Кличко.
Теперь прогулку по «киевским джунглям» можно будет совершить, практически не выходя из-под крон деревьев. Казалось бы, хорошая новость, если бы не украинская специфика. Еще до открытия мост оброс скандалом: оказалось, что его проект попросту украли.
«Для меня это даже не вопрос, это наш проект! Это очевидно», — заявила владелица швейцарской архитектурной фирмы Штефани Шафрот.
Она обижена на киевские власти. Еще до Майдана 2013-2014 годов те провели конкурс на проект пешеходного моста. Первую премию тогда не получил никто, а вот вторые места получили фирма из Испании и фирма из Швейцарии, владелица которой сегодня и обвиняет украинцев в плагиате.
При этом премии за вторые места иностранцы также не получили. Но через три года, в 2017-м, о швейцарцах вспомнили.
«Через три года, в апреле 2017 года, с нами связались представители Департамента градостроительства и архитектуры КГГА с желанием реализовать наш проект. Бюджет и график, которые мы подготовили еще во время конкурсной фазы, были очень реалистичными. Наш проект был самым дешевым, рациональным и возможным для воплощения» — рассказывала Шафрот.
Но после писем и видеоконференц-связи с группой из шести человек из КГГА запланированные расходы раскритиковали как непомерные.
Каково же было ее удивление, когда она увидела свой проект, который назвали украинским.
Но заявленный автором проекта киевский архитектор Андрей Миргородский отмечает — именно он первый предложил такой проект. Да и его мост содержит две опоры, а не три, что, кстати, спасло деревья — их вырубили меньше. Миргородский продемонстрировал СМИ дату своего проекта — он сделал его в 2011 году, за два года до швейцарцев.
Несмотря на это завершение спора, мост уже успел приобрести скандальную славу. Тем не менее, большинству киевлян все равно, по чьему мосту они будут ходить и ездить, избавившись, наконец, от необходимости спускаться с Владимирской горки в темный подземный переход под Европейской площадью.