«Заборонено — це режимний объэкт!»
Почти два часа дня — самый разгар избирательного процесса. А к посольству Украины в Кишиневе по дорожке бредет всего несколько человек. Это немногочисленные избиратели. У входа два человека в штатском и металлоискатель. Тут же жидкая стайка журналистов, которые пытаются прорваться на избирательный участок.
«Заборонено — це режимний объэкт!» («Запрещено — это режимный объект») — вежливо, но твердо говорит один из охранников.
«Как же запрещено? По закону, вашему, кстати, журналисты имеют право работать на выборах без всяких аккредитаций!» — представители СМИ машут распечатками из Избирательного кодекса Украины, понимая, что без картинки голосующих их телесюжеты будут неполными.
«Я не отвечаю за работу посольства, звоните в пресс-службу», — вдруг заговорщицки переходит на русский язык мужчина.
Коллеги звонят в пресс-службу и — о, чудо! — одному из них на свою голову отвечает сотрудница Алла Отверченко (видимо, номер этого корреспондента не был внесен ею в «черный список»).
Происходит уже знакомый диалог по поводу Закона о выборах и нарушения его 9-й статьи. В ответ звучит нелогичное, но знаковое: «Это прекрасно! Я не обязана вступать с вами в дискуссии!»
Разговор на этом закончен.
И заросла сюда народная тропа
К журналистам выходит председатель избирательного участка Елена Крондева, которая скороговоркой в течение пары минут отвечает на вопросы.
«Да, в этот раз избирателей не подвозят».
«Да, явка будет, скорее всего, еще ниже, чем в первом туре, — это нормально для второго тура. Так почти всегда происходит».
«Да, в этот раз, если возникают проблемы с документами, пытаемся оперативно решить».
«Да, спасибо за внимание».
Неспешной величественной походкой председатель удаляется в здание посольства.
В этой ситуации не остается ничего другого, как пытать уже проголосовавших избирателей. Никто из них не скрывает, за кого отдал свой голос.
— За надежду, за новое, за Зеленского, — рассказывает девушка Надя из Приднестровья. — Не страшно, что у него нет опыта, на президентов не учат. Главное, чтобы война на Украине закончилась, это ведь совсем рядом с нами…
Статистика примерно такова: из четырех выходящих только один — сторонник нынешнего президента Украины. И то с какой-то странной логикой.
«Я голосовал за Порошенко, потому что знаю, что выиграет Зеленский. Жалко мужика, почти наш, из Бендер, пусть хоть мой голос ему в утешение будет», — объясняет Владимир, мужчина пенсионного возраста.
В этом весь молдавский избиратель с украинским паспортом. Он добр и снисходителен к Петру Порошенко, чей уход уже почти предрешен. О том, что действующий гарант проиграет, говорит и поведение посольских: нервное, близкое к истерическому.
«Вы не думаете, что из-за такого поведения и такой работы завтра вы проснетесь с другим президентом и, возможно, на бирже труда?» — спрашиваю плечистого мужчину в черных очках за решеткой забора, который фиксирует все происходящее цепким взглядом.
Он угрюмо сопит, играя желваками, но ничего не отвечает. Я почему-то думаю, что, может, и хорошо, что нас не пустили на «режимний объэкт», — здоровее будем.