- Как вы считаете, что может предпринять Порошенко в последние дни перед выборами, если поймет, что теряет власть?
— Мы уже видим, что Банковая (улица, на которой расположена Администрация президента — Ред.) предпринимает. Это достаточно черная кампания.
Даже те технологические ходы, которые мы видим — обвинения Зеленского в том, что он наркоман, что у него нет программы, команды и так далее, — вот эти месседжи могут ретранслироваться снова, только усиленные в два, три и более раз.
Причем, мне кажется, по факту это не помогает. Данная избирательная кампания — это плебисцит. Речь идет о том, насколько украинцы готовы поддерживать ту политику, которая ассоциируется с Порошенко.
Он может много чего делать в информационном плане, но, знаете, обещать обещания прошлого — это уже не работает.
- Может ли Банковая пойти на срыв второго тура выборов?
Тем более что возник кейс со Степановым (одесский губернатор, уволенный за провал Порошенко на выборах в Одесской области. — Ред.). После этой истории в случае чего Банковой будет намного сложнее оправдывать какие-то суперрезультаты Порошенко, если они появятся по итогам выборов и будут сильно расходиться с данными социологов.
Сегодня уже появились данные группы «Рейтинг», согласно которым разрыв между кандидатами сильно вырос в пользу Зеленского. Можно было бы объяснить изменение результатов в день выборов на 2-3%, но выравнивание Порошенко и Зеленского будет выглядеть совершенно неестественно.
- Какова будет роль админресурса во втором туре?
— Мне кажется, что Банковая отчасти задействовала админресурс в первом туре выборов, но результат — тот, который мы видим. Судя по всему, достигнут предел возможностей Администрации президента.
Если говорить о самой идее срыва выборов, то исключать этого нельзя. В первую очередь под срывом выборов я имею в виду попытку затянуть подсчет голосов или постараться оспорить результаты хотя бы на десяти избирательных участках, для того чтобы поставить вопрос о проведении повторных выборов.
Опять-таки не стоит забывать, что у Порошенко есть влияние на Центральную избирательную комиссию. Как минимум шесть членов ЦИК — это люди, которые делегированы «Блоком Петра Порошенко». Другие с ним отчасти аффилированы.
- Многими обсуждается возможность срыва выборов через присуствие НАТОвских кораблей в Черноморском бассейне и ситуации аналогичной Керченской провокации. Возможно ли повторение?
— Будет ли попытка разыграть здесь какой-то новый инцидент — это сложный вопрос. Но я совсем не уверен, что Запад пойдет на то, чтобы подыгрывать Порошенко в этом направлении.
Кроме того, я сомневаюсь, что это каким-то образом спасет ситуацию. Наверное, если бы Банковая могла разыграть эту историю второй раз, это было бы сделано чуть раньше.
- Что реально может помочь Порошенко победить из того, что сейчас делает он и его команда?
— Я не исключаю, что Банковая пытается максимально понизить явку. Вся эта достаточно черная кампания, грязные технологии, вбросы, которые порождают такие диссонансы, — мне кажется, это попытка отбить у людей желание активно следить за политикой и приходить на избирательные участки.
Но социология показывает, что люди все равно готовы голосовать, и именно против Порошенко. Кто угодно, но не нынешний президент. Нужно было очень сильно постараться, чтобы получить такой антирейтинг.
Поэтому арсенал Порошенко не настолько велик, как может показаться. Да, затянуть подведение итоговых результатов выборов — это возможно. Хотя со стороны Банковой звучали сигналы о том, что они не будут затягивать этот вопрос в суде.
- Если шансы на победу такие низкие, не проще ли Порошенко тихо отойти в сторону и перестать тратить ресурсы на заведомо проигранную борьбу?
— Порошенко сейчас переходит в стадию торга. Вопрос в том, как он сможет смириться с той реальностью, которая неотвратимо приближается.
Даже для того чтобы поменять по квоте президента министров обороны или иностранных дел, Зеленскому понадобится согласие Верховной Рады.
В целом, мне кажется, что у нас может повториться ситуация, которая была в Грузии с Михаилом Саакашвили. Он проиграл выборы, но сохранил некоторое влияние на аффилированную с ним партию и пытается и дальше бороться, влиять на политику страны.
На Украине может быть похожая ситуация. С другой стороны, события, как мы видим, просто накладываются друг на друга, приближаются парламентские выборы. В Раде обсуждается, как сделать выборы в парламент еще быстрее.
- Не так давно Порошенко неожиданно высказался о необходимости принятия закона об импичменте президента. Для чего это было сделано?
— Вопрос о конституционной реформе остается открытым. Я не исключаю, что Порошенко может вернуться к этой теме, чтобы изменить конституцию в сторону парламентской республики, ограничить функции президента.
Сюда же относится тема с законом об импичменте. В парламенте есть разные его варианты, и в одном из них я видел, что предыдущий президент, экс-президент, получает какие-то дополнительные полномочия.
То есть Порошенко через этот закон пытается протащить для себя какие-то гарантии.