Издание Украина.ру обратилось к известному и информированному эксперту — политологу Сергею Михееву с просьбой, прокомментировать сложившуюся ситуацию и объяснить, в чем интерес Москвы в украинских президентских выборах.
- Сергей, в последнюю неделю стало очевидно, что Россия активизировалась на украинском направлении: тут и встреча Дмитрия Медведева с кандидатом в президенты Украины Юрием Бойко и лидером оппозиционной партии «За життя» Виктором Медведчуком; тут и разоблачительная пресс-конференция в Москве Василия Прозорова, нашего агента в СБУ. С чем все это связано?
— Просто сейчас наступил решающий момент в агитации и избирательной кампании — идет последняя неделя перед голосованием. Она чаще всего определяющая при принятии решения (для избирателей — Ред.), за кого голосовать. Это попытка как-то повлиять на ситуацию.
С информационной точки зрения это интересно. Это определенный слом шаблонов избирательной предвыборной повестки. Порошенко говорит, что во всем виновата Россия. По его словам, мы с Россией вообще никаких отношений иметь не хотим, договариваться с ней бессмысленно, надо только воевать.
А вот эта встреча Медведева с Бойко прорывает этот информационный шаблон. Она показывает: кто хочет договариваться, тот договорится.
- Сыграет эта встреча на результат?
— Честно говоря, я не уверен, что это будет иметь прямое влияние на результат.
- А почему такая активность не предпринималась по ходу избирательной кампании? Почему все это произошло именно сейчас?
— Просто у нас нет таких инструментов, чтобы мы могли себе позволить быть активными в течение всей избирательной кампании. Активизация именно сейчас правильна потому, что Порошенко сейчас неправильно выстроил временной график своей кампании. Он все свои козыри выложил на старте еще до официального старта. Вся эта лабуда с томосом, вся эта керченская провокация, это все было тогда, но на самом деле все это должно было случиться ближе к выборам.
А вот последние две недели ему и сказать нечего. Не слышу, чтобы он сделал какие-то яркие заявления. Со всеми европейцами и американцами он уже встретился и переговоры провел. Все, что мог, сказал. Сейчас же он просто ездит по регионам и повторяет одно и то же.
А вот его противники выждали момент и стали бомбить его компроматом из крупнокалиберного оружия, начиная от «Укроборонпрома» и заканчивая заявлением Рената Усатого о том, что Порошенко может быть причастен к устранению своего родного брата. Здесь же и эта встреча Бойко и Медведчука с Медведевым.
- Давно вошло в мировую практику, что посольства заинтересованных государств проводят встречи с потенциальными победителями президентских гонок, чтобы понять, какую позицию может занять тот или иной кандидат в отношении его страны и по вопросам, связанным с отношениями с его страной. Россия проводила какие-то подобные консультации с фаворитом избирательной кампании Владимиром Зеленским?
— Думаю, что нет.
- А почему?
— А потому что с Зеленским они бессмысленны. За ним стоит Коломойский. Контактов с Коломойским, насколько я знаю, в Кремле избегают. Мне достоверно известно, что Коломойский пытался выходить на контакты с Кремлем, ему в этих контактах было отказано. Это первое.
Второе. Просто не очень понятно, в чем смысл контактов с Зеленским. Ну, вот вышли мы на контакт с Зеленским. И что? Во-первых, не понятно, принесет ли это самому Зеленскому пользу. Какой смысл с ним о чем-то договариваться, если мы не считаем его самостоятельной фигурой, или тем, кто гарантированно побеждает, или готов к какому-то переговорному процессу. Он в значительной степени такой чертик из табакерки. Что с ним будет дальше, никто не знает, несмотря на его рейтинг.
Допустим, он побеждает. Ну и что? Означает ли это, что он сам будет выстраивать свою политику? Вообще ни разу не означает. Не понятно, с кем разговаривать. Он пока непредсказуем.
А вот если он станет президентом, ему самому понадобится контакт с Москвой. Так что Москве тут торопиться незачем.
- А с Тимошенко нужен контакт? Ведь при Ющенко с ней контактировали и даже смогли получить выгодный для "Газпрома" контракт. В 2010 году после первого тура выборов, когда стало точно понятно, что Виктор Ющенко не будет переизбран на второй срок, Медведев выступил с заявлением, что российский посол Зурабов может быть отправлен обратно на Украину. Кремль, таким образом, давал понять, что, кто бы ни победил — Янукович или Тимошенко, — оба его устраивают. Является ли Тимошенко таким же хорошим партнером, как это было раньше, для достижения определенных целей?
— Нет, не является. Сейчас ровно обратная ситуация: кто бы ни победил, нас это не устроит. В этой тройке — Зеленский, Тимошенко, Порошенко — нас никто не устраивает. Встреча с Бойко — это демонстрация того, что все возможно, но мы ж понимаем, что Бойко не победит.
Говорить, что мы поддерживаем Бойко, бессмысленно. Это — игра, но игра не на победителя. Мы заранее не договариваемся с победителем. Если бы Россия пыталась выходить на кого-то из этой тройки, то это означало бы его усиление и ослабление России.
Зачем нам на кого-то выходить?
- Надо ли нам признавать эти выборы?
— Свою позицию я озвучивал еще год назад. Я первым забросил тезис, что эти выборы не надо признавать. Если побеждает Порошенко, выборы не надо признавать ни в каком случае. Если кто-то другой, то выборы не стоит признавать с ходу. Просто признание выборов надо подвесить. Просто сказать, что мы изучаем ситуацию, мы думаем.
Сколько мы будем думать — месяц, два, год — это наше дело, в зависимости от развития ситуации.