Карьера Бартоша Цихоцкого привычна для нынешних высокопоставленных чиновников постсоциалистических стран: закончив в середине 1990-х Исторический институт Варшавского университета, он становится сотрудником центра «Карта» — спонсируемого властями Польши и Западом самого большого негосударственного архива документов («Восточный архив 1901–1956», «Архив оппозиции 1956–1990», «Коллекция «Солидарность — рождение движения», собрание 300 тысяч различных фотографий 1890–1990 годов, база данных полутора миллионов репрессированных в СССР), позже работает в государственных структурах – Центре восточных исследований и Польском институте международных дел, и, наконец, «легализуется» — переходит в Бюро национальной безопасности (аналог СНБО Украины и Совета безопасности РФ), где занимается проблемами России и восточной политики Польши в целом.
В 2015–2016 годах Бартош Цихоцкий был сотрудником посольства Польши в Москве, в котором отвечал за двусторонние отношения и контакты с прессой. Вернувшись в Польшу, поначалу работает не в МИД, а советником главы Агентства внешней разведки. В мае 2017-го Цихоцкого назначают заместителем министра иностранных дел Польши по вопросам безопасности, восточной политики и европейской политики, и на этой должности он становится одним из самых активных комментаторов по украинской проблематике. Кроме того, 1 февраля 2018 года премьер Польши Матеуш Моравецкий назначил Цихоцкого руководителем группы по вопросам историко-правового диалога диалога с Израилем.
Поначалу его деятельность на ближневосточном направлении выглядела весьма успешной: именно Цихоцкий сыграл ведущую роль в урегулировании кризиса в отношениях Варшавы и Тель-Авива, вызванного принятием поправок к польскому закону об Институте национальной памяти. Но хотя прошлым летом уголовная ответственность за «приписывание польской нации преступлений Третьего рейха» в Польше была отменена, в феврале 2019-го конфликт между Израилем и Польшей вспыхнул с новой силой: сначала Беньямин Нетаньяху во время визита в Варшаву заявил, что «польская нация сотрудничала с нацистским режимом в убийстве евреев во время Холокоста», потом и.о. главы МИД Израиля Исраэль Кац напомнил слова бывшего премьер-министра своего государства Ицхака Шамира, который сказал, вспоминая своего убитого поляками отца: «Поляки всосали антисемитизм с молоком матери». После этого премьер Польши Матеуш Моравецкий отменил свой визит в Иерусалим на первый саммит «Вышеградской группы» за пределами входящих в неё государств.
Ко времени этого конфликта Бартош Цихоцкий уже был назван кандидатом на пост посла Польши на Украине, и его назначение не вызвало никаких отрицательных комментариев со стороны официального Киева, которых явно побаивались в Варшаве. Видимо, именно упреждая их, польская сторона запустила массу комментариев экспертов и чиновников о том, что назначение замглавы МИД послом — это свидетельство повышения уровня отношений (об этом заявляли и бывший посол Польши в Киеве Яцек Ключковский, и глава канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерски).
Однако к высказываниям западных, а особенно польских политиков, которые не несут для них материальных последствий, киевские власти давно относятся как к «белому шуму». Как отметил неофициальный рупор МИД Украины, сайт «Европейская правда», «к действиям нового посла Польши нет вопросов, Цихоцкий является последовательным критиком агрессивной политики России и адвокатом территориальной целостности Украины». Это не пустопорожние заявления: в команду Цихоцкого входит, в частности, заместитель директора Центра польско-российского диалога и согласия Лукаш Адамски, которому закрыт въезд в Россию и который в октябре минувшего года истерил по поводу интервью главы ДНР Дениса Пушилина газете Rzeczpospolita. Кстати, не исключено, что пан Адамски станет теперь одним из ключевых сотрудников посольства Польши на Украине.
В Польском экспертном сообществе, в отличие от официоза, назначение Бартоша Цихоцкого послом на Украине восприняли скептически. К примеру, профессор Влодзимеж Осадчий, директор Центра восточноевропейских исследований Католического университета в Люблине, заявил в интервью консервативному «Радио Мария», что это лишь косметическое действие, а никаких конкретных изменений во внешней политике точно не будет.
«У нас сейчас очень сложная ситуация, потому что бандеризм на Украине стал официальной идеологией. Президент Петр Порошенко, с которым охотно встречается президент Анджей Дуда, в настоящее время проводит свои предвыборные митинги по всей Украине под звуки гимна ОУН, то есть это человек, который восхваляет организацию, виновную в геноциде поляков, а для польского правительства это не проблема. До сих пор действует запрет на захоронение останков убитых поляков», — сказал Осадчий.
Правда, учитывая нынешние рейтинги Порошенко, вовсе не факт, что Цихоцкий будет вручать свои верительные грамоты именно ему, а не новому главе украинского государства. Более того, он вполне может повторить судьбу назначенного, но не вступившего в должность посла Польши на Украине Марцина Войцеховского. В 2015-м этого дипломата, до того занимавшего высокий пост спикера польского МИД, объявили главой дипмиссии в Киеве: был и указ президента, и украинский агреман (согласие на назначение главы диппредставительства). Но после смены власти в Польше новоназначенного посла отозвали ещё до отъезда на Украину, что является беспрецедентным для дипломатической практики.
В случае с Цихоцким согласие на назначение его послом вполне может отозвать новый президент Украины, ведь руководство внешнеполитической деятельностью государства относится к его конституционным полномочиям.