- Сергей, по последним социологическим данным в президентской гонке на Украине определилась тройка лидеров: Зеленский — первое место, второе и третье — у Тимошенко и Порошенко соответственно. Кандидат Бойко — на четвертом месте. В чем, по-вашему, феномен Зеленского? Он ведь считался техническим кандидатом Тимошенко, которого нанял ей в помощь Коломойский. Днепропетровский олигарх совершенно не ожидал, что Зеленский вырвется вперед. Почему вдруг Зеленского полюбили украинские граждане?
— Не знаю, в чем секрет, но я хотел бы высказаться в целом по феномену. Во-первых, это говорит об усталости от всех остальных политиков. После Евромайдана разочарование людей в политиках большое. Меня всегда удивлял специфический феномен украинского избирателя, когда он верит во всякого рода ерунду, которые ему несут с трибун Майданов, а потом начинает разочаровываться. Людей тошнит от политики — хоть от внутренней, хоть от внешней.
На этом фоне Зеленский, человек вроде как не из мира политики, более привлекателен для электората.
Во-вторых, это мировой тренд: популярные люди из мира шоу-бизнеса идут в политику. Начинают высказываться по политическим вопросам и участвовать в политической жизни. Многие из них становятся кандидатами, депутатами, губернаторами, как Шварценеггер, и даже президентами, как Рейган.
Это не наша тенденция, она впервые была реализована в Америке. Потом это перекинулось и на Европу: вспомните о порнозвезде Чиччолине, которая стала депутатом итальянского парламента.
Наш обыватель на постсоветском пространстве погружен в эту виртуальную реальность, созданную интернетом и телевизором. Люди из шоу-бизнеса порой бывают более раскрученными и популярными, чем политики.
На Украине такой шоумен уже был — им оказался Кличко. Он из спортивного шоу-бизнеса. Мы видим, что он реализовал себя в политике. Он организовал свою партию, стал мэром Киева, и при этом в свое время его прочили на пост президента Украины.
- У Порошенко сейчас третье место, согласно опросам. Есть ли у него шанс выйти во второй тур? Если да, то что ему для этого надо сделать?
— Когда некоторое время назад все твердили, что Порошенко не станет президентом, я говорил, что у него наиболее предпочтительные шансы на победу. Почему? Потому что в его руках административный ресурс — губернаторы, деньги, организационные возможности. На постсоветском пространстве это является одним из самых решающих моментов.
Вот посмотрите на получение томоса. Ну и что, что это фальшивка, но ведь смог же он его добиться. А не был бы президентом, что, у него бы получилось? Нет. Понимаете, почему так важно обладание административным ресурсом.
У Порошенко достаточно ресурсов, чтобы выйти во второй тур. И там будет идти речь не столько о борьбе, сколько о торге.
Если Порошенко выйдет во второй тур с Зеленским, то он с ним сторгуется запросто.
- А что это значит? Он что, даст ему денег или что? Как это все будет происходить?
— Вы сами сказали, что Зеленского выдвинули как технического кандидата. Технический кандидат — это кто? Это тот, кто, не имея шансов победить, имеет какой-то бонус. Размер бонуса Зеленского возрастет.
- Подождите. У Зеленского есть хозяин — Коломойский, а он хочет, чтобы осенью Зеленский повел одноименную фракцию в Раду. Зачем ему сниматься в пользу Порошенко?
— Так я и говорю, что это вопрос торга. Зеленский будет торговаться и с Коломойским и с Порошенко. Что он, не может обмануть Коломойского? Может. И что Коломойский с ним сделает? Убьет его? Нет.
- Хорошо. Какова цена сделки Порошенко с Зеленским?
— Не знаю.
- Так что, по-вашему, получается, что у Тимошенко нет шансов стать президентом? Она не выйдет во второй тур?
— Нет, у Тимошенко есть шансы. Если она выходит во второй тур, то Порошенко может предложить ей пост премьер-министра. Если Зеленский выходит во второй тур, то это одна мотивация, а если Тимошенко, то другая. Кто из них выйдет во второй тур, я ответить затрудняюсь.
- А если во второй тур выйдут Зеленский и Тимошенко, то чем все у них закончится? Может ли при президенте Зеленском Тимошенко стать премьер-министром?
— Не готов говорить, чем закончится второй тур, пока мы не видели даже первого. Если Зеленский президент, а Тимошенко премьер, то, возможно, будет переформатирование политической системы Украины в сторону парламентской республики, при которой премьер будет иметь больше полномочий. Все зависит от парламентских выборов.
Или наоборот. Тимошенко выигрывает — она президент, а Зеленский — номинальный премьер, или, может быть, спикер в Раде.
- Буквально еще недавно у основного кандидата Юго-Востока — Юрия Бойко — был третий рейтинг. Теперь его потеснил Порошенко, переместившийся с четвертого на третье место. Так что, у Бойко теперь нет шанса на попадание во второй тур? И что в нынешних условиях значит быть пророссийским кандидатом?
— Бойко не является пророссийским кандидатом. Это совершенно очевидно. Бойко представляет свои собственные интересы и интересы тех групп, которые его поддерживают. Пророссийских кандидатов на украинских выборах вообще нет.
- В нынешних условиях пророссийским кандидатом может считаться политик, который выступает за мир в Донбассе, реализацию Минских соглашений, восстановление дружеских отношений с Россией.
— Это все украинский контекст, к которому я не должен присоединяться. Нет пророссийских кандидатов на этих выборах. У Бойко нет никаких шансов победить в нынешней информационно-политической атмосфере. Все равно Бойко воспринимается как олигарх. Время этих людей уходит. Надо что-то другое.
- Где интерес России на этих выборах? Нужно ли эти выборы России признавать?
— Я и раньше говорил и сейчас говорю, что признание Порошенко в качестве президента в 2014 году было ошибкой. И результаты этих выборов признавать не надо вне зависимости от того, кто на них победит: во-первых, не пускают наших наблюдателей, во-вторых, не дают голосовать тем гражданам Украины, которые находятся на территории России. Третьим аргументом может стать информация о фальсификациях.
- Могут ли Тимошенко или кто-то другой организовать Майдан, если, по их мнению, Порошенко выиграет при помощи фальсификаций?
— Нет, не могут. Потому что после 2014 года в Киеве осталась одна калитка, через которую идет внешняя поддержка. Вторую же калитку — на Восток — полностью замуровали. Причем абсолютно все кандидаты. Все консолидируются на антироссийских позициях.