Одесская область, доставшаяся после распада Советского Союза Украине, была жемчужиной черноморского побережья с хорошо развитой транспортной, промышленной и аграрной отраслью. Привлекательное место быстро стало центром притяжения для зарождавшихся олигархических семей, всего близлежащего пространства бывшего Союза. Но внутриклановая борьба и государственная форма собственности на ключевые стратегические предприятия и земли не позволили ни одной из групп закрепиться в качестве лидера региона. Так, как это произошло в Донбассе с «кланом Ахметова», в Винницкой области — с «кланом Калетников» или в Закарпатье с семьёй Балоги.
Одесса без Царя
К середине десятых годов география одесского бизнеса представляла собой лоскутное одеяло, не имевшее четкого разделения между олигархическими семьями Украины. Порты контролировались в основном частными стивидорами одесских семей и группой Игоря Коломойского «Приват». Бывшие советские металлообрабатывающие предприятия в основном приватизировались бизнесменами из группы банка «Пивденный». Энергетические предприятия отошли под контроль российского бизнеса.
Даже пришедшие в начале 2010 года «донецкие» так и не смогли «отжать» у местных значительную долю бизнеса: слишком сильны были позиции одесских бизнесменов, которые составили поддержку Партии регионов. Исключением стал лишь рынок «Седьмой километр» и государственные предприятия, на которые новые власти поставили своих «смотрящих».
Именно в такой среде Петру Порошенко пришлось искать опору в начале его президентского срока в 2014 году.
Вынужденные друзья Порошенко
Одесская область, не отличавшаяся поддержкой постмайданного режима, была для Петра Алексеевича сложной в построении властной вертикали. Чтобы наладить управляемость на местах, Порошенко пришлось искать новых союзников из местной элиты, которые имели серьезное влияние в области, а самое главное — надежный кадровый ресурс.
В противном случае переход области на ручное управление, при помощи присланных «майданных» комиссаров, грозил полной потерей управляемости для региона, где были сильны сепаратистские настроения. Добавлял Петру Алексеевичу проблем и возможный союз Блока Юлии Тимошенко с Оппозиционным блоком, который мог лишить пропрезидентскую партию перевеса в областных и местных советах.
Для выравнивания ситуации и разрешения управленческого кризиса Порошенко пришлось прибегнуть к помощи двух влиятельных кланов региона — клана Ангерт-Галантерник-Труханов и семье Урбанских. Первые имели серьезное влияние в Одессе, а у вторых был контроль над югом Одесской области.
Союз Труханова и Порошенко был выгоден для обоих. Труханову, бывшему главе фракции «Партии регионов» в Одесском горсовете, желавшему стать мэром, была необходима поддержка новых властей. А Порошенко нуждался в контроле над избирательными участками перед президентскими и парламентскими выборами. Результат удовлетворил обоих. Геннадий Труханов, несмотря на свое «региональное» прошлое и одобрение (на камеру!) крымского референдума, 25 мая 2014 года стал мэром Одессы, а Петр Порошенко получил большинство на президентских и парламентских выборах в Одессе.
Сын оружейного барона
Иная ситуация была у семьи Урбанских. Солидный капитал, сделанный на оружейных схемах, и приобретенные связи в украинском правительстве помогли главе семейства Игорю Урбанскому стать весомым человеком в украинской политике. В 2006 году он стал первым заместителем министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского, а 14 ноября 2006-го — народным депутатом Верховной Рады Украины V созыва от Социалистической партии Украины.
Пользуясь ресурсами и влиянием отца, Анатолий и Александр Урбанские в 2014 году пришли в публичную политику. Анатолий Урбанский, войдя в Одесский облсовет от БПП, спустя год стал его главой, для чего мэр Одессы Труханов и член «Солидарности» Алексей Гончаренко, по прямому указанию Порошенко, обеспечили Анатолию Урбанскому голоса депутатов.
В противостоянии между мэром Трухановым и главой Одесской ОГА Михаилом Саакашвили Анатолий Урбанский занял сначала выжидательную позицию. А Урбанский-старший пожертвовал 2 миллиона гривен (около 5 миллионов рублей) в фонд «На благо Одессы», контролировавшийся Саакашвили.
Затишье закончилось после того, как областной прокурор Давид Сакварелидзе обвинил Анатолия Урбанского в связях с «бриллиантовыми прокурорами», управлении активами сбежавших с Украины Сергея Курченко и Александра Януковича, потребовав люстрации председателя облсовета. В итоге Урбанский поддержал Гончаренко и Труханова в их войне с Саакашвили. А после полного охлаждения Порошенко к Саакашвили Банковая сменила тактику, отдав Одесскую область в распоряжении местных семейных кланов — в обмен на их политическую лояльность.
Политически нелояльное население
Местные политические союзы, вызванные взаимными интересами сторон, конечно же, создают видимость управляемости и контролируемости выборных процессов. Но реально позиции кандидата Порошенко в регионе — слабы.
Если окажется, что побеждает Тимошенко или Зеленский, одесские семьи моментально забудут Порошенко и протянут руку помощи новому победителю.
Во время президентской предвыборной кампании 2014 года явка одесситов и жителей области на избирательные участки составила рекордно низкие 47%, а на парламентские — 39,52%. При этом за Порошенко голоса отдали 42% участвовавших избирателей, а на выборах в Верховную Раду Блок Петра Порошенко обошел Оппозиционный блок всего на 1%, набрав 19,6%.
За Тимошенко на президентских выборах проголосовало 6,72% избирателей, за Блок Тимошенко — 4,6%.
Низкая явка населения была вызвана трагическими событиями 2 мая в Одессе и общим неприятием избирателями Юго-Востока результатов Евромайдана. Предвыборная кампания проводилась с массовыми нарушениями, радикалы срывали агитацию оппозиционных кандидатов. В таких условиях больше половины избирателей проигнорировали выборы.
Однако за прошедшие пять лет оппозиционно настроенная по отношению к евроинтеграции часть общества консолидировалась, что выразилось в формах ненасильственного протеста. Яркий пример — возложения цветов к памятнику неизвестному матросу в Одессе 9 мая. Каждую годовщину Победы десятки тысяч одесситов несут цветы к месту памяти. Подобное количество людей было просто немыслимым до второго Майдана, когда кратно меньшую массовку из бюджетников приходилось свозить автобусами.
Такой же протест наверняка случится и на предстоящих выборах. Разочаровавшиеся в результатах Евромайдана не пойдут голосовать, а противники постмайданной власти придут на участки.
Печальные рейтинги украинизации
Результаты опроса населения, проведенного социологической группой «Рейтинг» среди жителей Одесской области в ноябре-декабре 2018 года, дали печальный для президента Порошенко прогноз. Только 9% опрошенных считают, что Украина движется в правильном направлении (по Украине в целом — 14%).
В то же время в Одесской области потерпела фиаско антироссийская пропаганда. Почти половина населения региона — 47% — не считают Россию страной-агрессором по отношению к Украине. 28% — противоположного мнения (63% по стране в целом), четверть затруднились ответить на вопрос.
Противников прозападного вектора — больше, чем его сторонников.
Популярностью пользуется и тема статуса русского языка. Среди опрошенных 41% — за предоставление русскому языку статуса государственного, 29% — поддерживают предоставление статуса официального в отдельных регионах, 26% считают, что единственным государственным языком должен быть только украинский.
Закономерным итогом опроса стало лидерство Порошенко в антирейтинге политиков. За него не проголосовали бы ни в коем случае три четверти опрошенных, более 90% выразили недовольство деятельностью центральной власти, а среди соседних стран жители региона выбрали близкими Россию, Белоруссию и Молдову.
40% одесситов не надеются на положительные изменения в стране, около четверти имеют пессимистические ожидания относительно будущего. Лишь каждый десятый считает, что положение дел как в Украине, так и на местах улучшится в 2019 году. Уровень пессимизма одесситов значительно превышает средний по стране.
Самые популярные политики в регионе — Юлия Тимошенко и Владимир Зеленский (у них 17-19%), третье место занимает Юрий Бойко — около 15,2%. Следом идут Евгений Мураев, Вадим Рабинович, Олег Ляшко. Порошенко с рейтингом 5,4% может конкурировать только с Анатолием Гриценко (4,8%).
При этом примерно каждый пятый житель области не желает голосовать, а каждый седьмой не определился с выбором кандидата. 63% опрошенных уверены в фальсификации результатов выборов на общеукраинском уровне.