Vgorode. Бесплатные трамваи, троллейбусы-такси и первые маршрутки: все, что вы забыли о транспорте Днепра 90-х - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Vgorode. Бесплатные трамваи, троллейбусы-такси и первые маршрутки: все, что вы забыли о транспорте Днепра 90-х

© pastvu.com
Читать в
ДзенTelegram
Сеть облетела новость, что Люксембург станет первой страной мира, где проезд в общественном транспорте будет бесплатным. Нововведение планируют на лето 2019 года. Но так ли это? Vgorode поднял архивы, и оказалось, что такое уже было в нашем родном Днепре. Затея не увенчалась успехом

Транспортный коммунизм на полтора года

В 1993 году решением сессии городского совета действительно ввели бесплатный проезд в троллейбусах и трамваях. Эксперимент начался 3 апреля. Видимо, желающих проехаться стало больше, чем обычно, потому что уже в декабре 1994 года проезд снова стал платным.

Для обилечивания пассажиров на работу приняли более 600 кондукторов. Из-за бешеной инфляции стоимость проезда тогда была 1000 карбованцев, то есть 2,5 доллара (курс к доллару — 400 крб./$1). Это официальная информация от КП «Днепровский электротранспорт».

Бесплатный проезд тогда ввели вовсе не от хорошей жизни, а чтобы спасти предприятие. Деньги обесценивались настолько быстро, что даже кондукторам было нечем платить. Правда, такой ход все равно не сильно помог. Уже к началу 1996 года проезд в трамваях и троллейбусах подняли до 20 тысяч карбованцев (5 долларов по тогдашнему курсу). Даже несмотря на бешеную инфляцию, это были немалые деньги.

Вскоре, в июле 1996 года, на маршрут вышли троллейбусы, которые работали в режиме маршрутного такси. Это сделали, чтобы хоть как-то удержать КП на плаву, так как начались перебои с выплатами из городского бюджета на компенсацию льготников. Проезд в троллейбусах-маршрутках стоил в 2 раза дороже, чем в обычных — 40 тысяч карбованцев (10 долларов по тогдашнему курсу).

Правда, и этот эксперимент не принес особой прибыли, и уже в 1997 году все троллейбусы снова вернулись в «обычный» режим.

© сайт КП "Дніпровський електротранспорт"

Первые маршрутки

Первые маршрутки в нашем городе появились в середине 80-х годов. Они стоили 20 копеек и ездили с правого на левый берег. Например, такая маршрутка отправлялась от остановки 10-го троллейбуса на Победе и ехала до Воронцова. Интервал — 15 минут.

Уже в 90-е появились в городе появилось много маршруток. Привычных нам «Спринтеров» еще не было. Вместо них по Днепру ездили в основном «Газели». Проезд поднялся до 50 копеек. В это время билет в троллейбусе и травмае стоил всего 25 копеек. Неудивительно, что в начале 90-х маршрутки считались транспортом состоятельных людей. Сейчас это даже звучит смешно.

Ищенко о закрытии пассажириских перевозок Украина-РФ ВИДЕО
Ищенко: От запрета транспортного сообщения с Россией пострадают жители Восточной УкраиныПолитолог Ростислав Ищенко рассказал о том, кто пострадает от прекращения ж/д и автобусного сообщения Украины с Россией

К 1997-у году проезд подорожал до 1 гривны, а в 2007-ом — до 2 гривен, а вскоре и до 2.50 гривен, что вызвало тогда много шумихи в СМИ. Писали, что маршрутные такси опустеют из-за таких высоких цен. Но нет.

Но если вы думаете, что маршрукти и трамваи в нашем городе — это нечто, что появились лишь при СССР, то глубоко ошибаетесь. Все это было в Екатеринославе еще в 19 веке. Vgorode собрал самые интересные факты.

 

Извозчики: 19-часовой рабочий день и работа без выходных

Екатеринослав, как и любой крупный город XVIII-XIX столетий, тяжело представить без извозчиков. Два века назад их у нас работало почти 600. Большинство извозчиков были крестьянами, приехавшими в город на заработки. Их жизнь трудно назвать легкой.

В среднем извозчик работал 16-19 часов в сутки. Выходные были большой редкостью. Спали «маршрутчики XIX века» в бывших казармах, при чем иногда даже не раздеваясь. Ведь уже совсем скоро им нужно было снова быть на рабочем месте. Лошадей щадили больше — им давали день отдыха.

Конечно, ни о каком медобслуживании и отпуске для извозчиков и речи ни шло. Зачастую люди держались на этой работе, пока хватало здоровья. Извозчик с 20-летним стажем был большой редкостью.

Традиционно извозчики делились на три типа: «ванек» (это были одноконные, обычно довольно грязные, но недорогие экипажи), «голубчиков» (они были чуть чище и всегда с парой лошадей) и «лихачей» (эдакое «такси премиум-класса» того времени). Последних могли остановить далеко не все. Извозчик определял платежеспособность клиента по одежде. Такие экипажи курсировали в основном в центре города или стояли возле ресторанов.

«Голубчиков» и «лихачей» у нас было очень мало. По городу ездили в основном только одноконные экипажи, в которых жутко трясло. Тариф в них был около 15 копеек за 15 минут, что в принципе было и недешево по тем временам, поэтому о плате обычно просто договаривались во время поездки. Ночью тариф поднимался в 1,5 раза.

Были еще «ломовики», они занимались перевозкой грузов. Эти извозчики обычно стояли возле Иорданской площади (она находилась в пределах нынешних улиц Владимира Мономаха, Плеханова и Коцюбинского). Здесь было много лесопилок и щепных балаганов.

Департаментра транспорта тогда не было, его заменяла "Биржа извозчиков" на углу улицы Садовой и Екатерининского проспекта (сейчас улица Фабра и проспект Яворницкого).

© группа "Екатеринослав-Днепропетровск"

Пароконные трамваи не на шутку напугали извозчиков

В конце 19-го века в Екатеринославе появились пароконные трамваи, они ездили мягче жестких одноконок и были значительно дешевле. Места для сидения находились вдоль вагона так, чтобы пассажиры усаживались спинами друг к другу. В вагон было 12 сидений. Конку тянули 2 лошади.

Извозчики не на шутку перепугались, ведь такая многоместная «маршрутка» попросту забирала у них клиентов. Правда, когда оказалось, что условия работы на пароконном трамвае лучше, чем на одноконке, многие поспешили перейти работать туда. Здесь у извозчиков хотя бы были выходные и им выдавали новую форму.

Пароконный трамвай ходил только по центру, с окраин города по-прежнему было очень сложно добраться. Пустить конку на окраины не могли из-за крутизны Соборной горы. Городу нужен был электрический трамвай.

© Public domain

Мы — третий город империи, в котором появился трамвай

Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи и вторым на территории современной Украины, где появился электрический трамвай (а ведь кое-где до сих пор ходили конные). Нас опередили только Киев (1892) и Нижний Новгород (1895). Даже в Москве трамваи стали ходить лишь в 1899 году.

Изначально у трамвая было три маршрута: «Вокзал — Соборная», «Вокзал — Иорданская» и «Пристань — Базарная». Первая линия была основной. Ее протяженность — 6078 метров. Интервал движения трамвая — 15 минут. Неплохо для 19-го века, не правда ли? Сегодня примерно по тому же маршруту ходит 1-ый трамвай.

На открытие первой трамвайной линии в Екатеринославе съехалась вся городская элита. В субботу, 14 (26) июня 1897 года на протяжении всей линии «Вокзал — Соборная» толпился народ. В 2 часа дня к трамвайному парку на Озерную площадь приехал губернатор Батюшков с супругой, а также городские чиновники и богачи. Гости расположились в шести зеленых вагончиках, украшенных флажками, шарами и лентами. Батюшкова перерезала красную ленточку на воротах станции, и первый трамвай под звуки оркестра вышел на маршрут.

Сегодня протяженность линии 1-го трамвая — 15, 6 километров. Это самый популярный маршрут в Днепре.

© группа "Екатеринослав-Днепропетровск"

На первых трамваях тоже размещали рекламу

Если внимательно рассмотреть фотографию самого начала 20-го века, то можно увидеть рекламу на трамваях того времени. Например, на фото выше рекламируют швейцарские часы «Омега», популярные в то время.

Дороже всего реклама стоила на 1-ом трамвае, который ходил по Екатерининскому проспекту (сейчас проспект Яворницкого). Так как там вывески могло увидеть очень много горожан. Рекламировали на транспорте не только часы, но и магазины кожгалантереи, граммофоны и даже продукты питания. Например, очень попуярна была реклама копченой сельди.

Однажды разместил рекламу на 1-ом трамвае известный местный фотограф Рувим Бик. Это и неудивительно, ведь его «Специальное ателье для художественных портретов» находилось в доме со стеклянным шаром (на углу Московской и Екатерининского проспекта). Мимо него проходил маршрут трамвая. Сегодня на углу улицы Мономаха (Московской) и проспекта Яворницкого (Екатерининского) — полуразбитое здание магазина «Ротонда». Уникальный дом со стеклянным шаром Бориса Грановского разрушили в Великую Отечественную. Хозяин сдавал его в довоенные годы под мастерские и сам держал там ювелирный магазин.

© artkostyuk.com

Лодочные такси

«Большая вода» заполонила улицы Екатеринослава 7 мая 1931-го года. Наводнение парализовало город буквально за несколько часов. Уровень воды на Екатерининском проспекте доходил до двух метров. А на месте «Озерке» и того хуже. Да и название говорящее. Изначально, это место называли Болотной площадью, потому что нынешний рынок находится на месте огромного болота, с которым боролись не один десяток лет. В итоге воду просто спустили в озеро Городского сада (сейчас парк Глобы).

Во время наводнения в 31-ом году погибло два человека: то ли захлебнулись, то ли разбили голову об ограду, когда их откинуло потоком воды. Их искали несколько дней. Изуродованные тела нашли лишь вечером на вторые сутки.

После этого случая все владельцы лодок, по приказу городской власти, обязаны были помогать людям оказавшимся в плену у стихии. Некоторые, правда, возили горожан за небольшую плату. Чаще всего это касалось владельцев больших лодок, которые нанимали, чтобы спасти товар из магазинов или мебель из домов.
Покончила с потопами Днепровская ГЭС, которая заработала в 1932-ом году.

Кстати, наводнения в городе были и в 1820, 1908, 1917 годах, но по масштабу они уступали потопу 31-го года.

© gorod.dp.ua


Первые омнибусы

Первые настоящие маршрутки в Екатеринославе появились 111 лет назад. Они ездили до Новомосковска и стоили 1 рубль 25 копеек.

Омибусы ездили ежедневно с 8 утра. Поездка в одну сторону занимала 55 минут. В «маршрутке» было 9 мест. Все машины принадлежали дворянину Андрею Миклашевскому. Автобусная станция размещалась прямо на территории его дома.

Правда, вскоре другие предприниматели тоже поняли, что маршрутки — дело весьма прибыльное, и до Новомосковска стали возить и другие перевозчики (причем уже на 20-местных автобусах).

© группа DneprHistory

Поскольку автомобили тогда были диковинкой, то первое время они ездили вообще без всяких ПДД. Только 30 апреля 1913 года Городская Дума утвердила правила «О порядке движения по городу Екатеринославу автоматических экипажей и мотоциклетов». Все машины разделили на 4 типа: для собственного пользования, для легкового пассажирского автомобильного промысла, для перевозки тяжестей и автомобили-омнибусы (рейсовые авто).

Разрешалось движение только тех автомобилей, которые прошли испытания особой комиссии. Скорость движения ограничивалась 15 верстами в час. Также запрещено было пугать лошадей. Кто следил за выполнением последнего правила и оценивал степень испуга животных, неизвестно.

ДТП в то время были редкостью, так как машин было очень мало. Но если уж кто-то попадал в аварию, то об этом писали все газеты.

Источник

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала