«Препарат «Ураморф» — это детская форма морфина в сиропе, более удобная для применения, которую можно применять с рождения. Этот препарат на Украине зарегистрирован, но его нет в аптечной сети. Производителю невыгодно выходить на рынок. Регистрация есть — препарата в наличии нет. Поэтому для детей применяют или таблетированные формы морфина или морфин в ампулах, но таблетки идут с 10 мг, а детям надо 5 мг. Эти препараты есть в аптеках, но не во всех регионах на них дают бесплатные рецепты», — рассказала она.
По словам волонтёра, морфин в виде сиропа получил регистрацию на Украине в 2016 году, тогда же препарат закупил Минздрав по программе «Детская онкология», но только 320 флаконов на всю страну, чего не хватило даже на все онкодиспансеры. Новых поставок с тех пор не было.
«Препарат не завозят (аптечные сети. — Ред.), потому что врачи его не назначают, а не назначают, потому что его нет в аптеке. Такой замкнутый круг получается. Покупают таблетки, делят её на две части и дают ребенку, но не все больные ещё могут глотать. Кроме того, ребенок и так чувствует боль, а когда мы делаем ещё укол или заставляем глотать таблетки, мы наносим ему ещё больше боли, травмируем. И если мы говорим об онкологии, то, сделав укол на последней стадии, не всегда можно остановить кровотечение — у них (тяжелобольных детей. — Ред.) очень плохая свертываемость крови, это тоже проблема», — объяснила Бурлак.
Кроме того, одна ампула морфина сегодня на Украине стоит 43 гривны (103 рубля). В день тяжелобольному ребенку необходимо минимум четыре такие ампулы. И, несмотря на то что детям с инвалидностью государство должно предоставлять все необходимые лекарства бесплатно, на практике родители вынуждены покупать почти все препараты самостоятельно или искать деньги на них в благотворительных фондах.
Волонтёр добавила, что отдельной проблемой является назначение таких препаратов педиатрами. Хотя законодательство в сфере назначения препаратов с морфием давно упростили, украинские врачи по-прежнему опасаются их прописывать, так как не знают, как работать с этими медикаментами.
Ранее в рамках государственных закупок в Национальную детскую специализированную больницу ОХМАТДЕТ поступили лекарства с коротким сроком годности для лечения онкобольных детей. Сегодня медикаменты на общую сумму около 10 млн гривен (23,9 млн рублей) непригодны для использования.
При этом, по словам председателя парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец, Минздрав продолжает обворовывать население Украины, заставляя людей покупать в аптеках за свой счет лекарства, которые уже оплачены за них государством.
Более того, заместитель главы Минздрава Александр Линчевский считает, что финансирование программ по лечению рака не имеет смысла, так как все онкобольные, по его словам, «умрут без вариантов».