Фриц Шменкель был обычным немецким солдатом — одним из тех, кто участвовал в оккупации Украины, России и Белоруссии. Однако, он происходил из семьи коммунистов, отличаясь непримиримым отношением к официозной позиции гитлеровской власти. Молодой рабочий часто спорил со своими сослуживцами о причинах войны на Востоке — Фриц считал нападение на Советский Союз преступлением гитлеровского Рейха, за которое придется расплачиваться целой стране, и категорически отказывался воевать против «русских».
В ноябре 1941 года Шменкель дезертировал из своей части. Он долго скрывался в деревне Подмошье Ярцевского района Смоленской области — и однажды его даже арестовал немецкий патруль, от которого удалось банальным образом откупиться. В тот же день в село вошёл партизанский отряд «Смерть фашизму», который уничтожил представителей оккупационной власти. Политрук принял немецкого перебежчика в партизаны, оповестив об этом Москву — а бои с гитлеровскими войсками показали, что Шменкель действительно выступает против своих соплеменников, помогая укрепить политическое доверие к «красному немцу».
Получив оружие, Фриц Шменкель сразу же убил немецкого солдата, заслужив уважение у партизанских товарищей, которые дали ему символическое имя «Иван Иванович». Знание языка сделало перебежчика особо полезным для антигитлеровских акций. В августе 1942 года переодетый в немецкую форму партизан захватил без боя одиннадцать полицейских и несколько немецких солдат. Переодевшись в генеральскую форму, он остановил на дороге немецкий обоз и направил его в лес — обеспечив партизан продовольствием и оружием.
Гитлеровцы назначили за голову Фрица денежную награду — однако, советское командование оперативно перебрасывало немецкого антифашиста на разные участки фронта, помогая совершенствоваться его разведывательному мастерству. После освобождения Западной Украины и Белоруссии Фриц Шменкель был откомандирован в разведотдел Западного фронта — где его назначили заместителем командира диверсионно-разведывательной группы «Поле», которая планировала и осуществляла многочисленные акты возмездия против офицеров вермахта и немецких коллаборантов. Шменкель казнил несколько видных нацистов и продавшихся нацистам людей, которые несли личную ответственность в массовом уничтожении евреев на территории Украины и Белоруссии.
В начале 1944 года Фриц Шменкель был схвачен немецкими оккупационными властями и приговорён военно-полевым судом к смертной казни. Нацисты пытались добиться от него раскаяния, взывая к национальному чувству и шантажируя угрозами в адрес родственников. Однако, несмотря на пытки, антифашист оказался верным своим убеждениям. «Извини меня за беспокойство, которое я вам причинил тем, что до конца шёл по избранному пути. Но я не отказываюсь от своих дел и в последние часы моей жизни. Своему расстрелу я иду смело навстречу, так как я умираю за хорошее дело», — писал он перед смертью своей жене.
Советское командование понимало политическое значение антифашистской борьбы Фрица Шмейхеля. Приказ за подписью Сталина остановил расследование о его мнимом предательстве. Руководство Германской Демократической республики возвело немца в ранг национального героя, а указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1964 года посмертно присудил гражданину Германии Шменкелю звание Героя Советского Союза — особо отметив его усилия по спасению евреев, русских и украинцев.
Чем важен опыт немецкого антифашиста, который предал свое отечество во имя гуманизма и антинацистской борьбы?
Я могу говорить об этом, исходя из личной истории. В 2006 году мы посетили местечко Корюковка, работая репортером столичной «Газеты по-киевски». В те дни нам удалось установить подробности трагедии, случившейся в марте 1943 года — когда немцы, хорваты и члены венгерской военной полиции уничтожили тысячи украинских заложников, проживающих в этом селе.
Кроме того, нам удалось пообщаться с престарелыми сельскими бабушками, которые были во время войны детьми. Эти люди выжили только потому, что немецкие солдаты сказали им бежать в лес, стреляя поверх головы украинских женщин. «Они были врагами, но не хотели нас убивать. Перед расстрелом пьяные немцы ходили по селу, и призывали нас убегать, куда глаза глядят. Мы в кустах, пока они всех убивали», — сказала мне одна из старушек, возглавлявшая местную организацию ветеранов.
Случай Фрица Шменкеля можно считать очень симптоматичным — ведь советское руководство не просто так одернуло популярного писателя Илью Эренбурга за его памфлет с лозунгом «Убей немца!». Несмотря на тяжелую цену борьбы против гитлеровских оккупантов, в СССР отказались от попыток демонизировать немцев — а память о немецком партизане, признанном советским героем, наглядно засвидетельствовала этот национализм.
И будет справедливо, если мы вспомним об этом человеке сегодня.