Издание Украина.ру поговорило с религиоведом, публицистом, исполнительным директором Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, членом Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, доктором исторических наук, профессором Московского государственного лингвистического университета Романом Силантьевым.
Вопросы касались самой горячей и сложной темы последних дней: решения Синода Константинопольского патриархата и раскола на Украине.
— Как вы считаете, какие последствия будет иметь решение Фанара об отзыве письма 1686 года, о возвращении в общение украинских раскольников?
— Последствий будет много, и нехороших. Касательно раскольников — они есть на территории каждой православной страны, и раз люди, которые бесчинным образом рукополагали непонятно кого, теперь могут получить некую легитимность, это то же самое, что взять какую-нибудь игиловскую* банду и сказать, что это теперь полноценный военнослужащий какой-то армии, или полицейский. А шариатский палач будет генпрокурором.
Такая логика работает, если отменяются решения судов о том, что это преступники. Так и здесь — люди открыли ящик Пандоры и создали для всех церквей ряд проблем. Поскольку и в Румынии, и в Болгарии, и в Греции есть раскольники, те же самые старостильники.
На Афоне есть монастырь Эсфигмен, который также считается раскольническим самим Константинополем, и сам монастырь не признает патриарха Варфоломея. Получается, что Фанар копает сам под себя.
Интересно, как еще на Афоне будет развиваться ситуация. Я подозреваю, что Афон может и отпасть от Константинопольского патриархата.
Что до отмены письма от 1686 года. Есть системные договоренности, которые хранятся многие века. На них и зиждется канонический строй. Если начать пересматривать все эти договоренности — это равносильно политическому решению Великобритании насчет своих бывших колоний, например тех же Канады и Австралии, у которых потребуют вернуться обратно. Или, например, американские индейцы захотят пересмотреть решения, по которым они продали остров Манхэттен. Или вот можно пересмотреть решение о продаже Россией Аляски США.
Россия может потребовать от Константинопольского патриархата вернуть все средства, потраченные на них, пересчитать по нынешнему курсу и вчинить иск на несколько миллиардов долларов. Заодно и прописать питание и проживание делегации. Можно сказать: раз так дело повернулось, платите, пожалуйста.
Это, кстати, было бы неплохим шагом, раз уж отменяют такие документы, то можно потребовать вернуть всю ту помощь, которая оказывалась Русской православной церковью Константинополю.
— А в каком, по вашему мнению, сане и статусе сейчас находятся лидеры раскольников Филарет (Денисенко) и Макарий (Малетич)?
— С точки зрения церковных законов нелегитимно вмешиваться в дела автокефальных церквей. Проводя аналогию с юрисдикцией, например, не может американский суд оправдать россиянина, если он осужден российским судом. Это юрисдикция российского суда. Равно как и российский суд не может пересмотреть решения американского суда.
А что делает Константинополь? Он пересматривает решение российского суда по российским же преступникам и требует их освободить. Провозглашая, что они после его решения являются невиновными, и не рассматривая причины, по которым их осудили.
Появляются вещи, которые казались немыслимыми. Постепенно разрушаются политические договоренности, начинает доминировать право сильного. К сожалению, и в религиозном мире происходит то же самое.
— Поскольку ситуация на Украине непосредственно связана с таким явлением, как «восточный папизм», как вы считаете, как могут отреагировать другие поместные церкви на это проявление?
— Вариантов на самом деле немного. Варфоломей — человек немолодой, и после его ухода все забудут об этом. Сейчас подкреплять амбиции Константинопольского патриархата нечем, кроме помощи Америки и украинских властей. [Президент Турции] Эрдоган его не любит, и в Турции ресурсов у него практически нет.
Те приходы, которые находятся за пределами Турции, в каждый момент могут оспорить руководящую роль Варфоломея и выйти из-под Константинопольского патриархата. Та же Элладская православная церковь может задаться вопросом: почему на территории Греции существует две автокефалии? Почему Афон, находящийся на территории Греции, подчиняется гражданину Турции? А может быть, Греция имеет право иметь автокефальную церковь, деятельность которой распространяется на всей территории страны?
Я думаю, там немало людей, которые хотели бы, чтобы Афон и все приходы подчинялись Греции, а не Стамбулу. Мне кажется, что в скором будущем там начнется дискуссия по этому поводу.
Вот, например, Абхазию и Осетию Русская православная церковь к себе не берет, уважая соглашения с Грузинской православной церковью. Несмотря на то, что просьбы оттуда поступали и духовенство там, фактически, промосковское. Видимо, поэтому Грузинская православная церковь по поводу инициатив Константинополя и не высказывалась.
То есть, как и в политической жизни, должны быть какие-то правила. Но хотя обещали не расширять блок НАТО на восток — расширяют. Обещали санкции не вводить — тем не менее, вводят. Договоры нарушаются, и укореняется право сильного. Но в такой картине мира Россия оказывается не в самой худшей ситуации — есть чем ответить. И ответ может быть весьма неприятный.
— А как в ситуации с Украиной может ответить Россия?
— Можно потребовать вернуть деньги, которые были потрачены на Константинопольский патриархат. Для этого Россия может у Эрдогана потребовать описать имущество Варфоломея. И Эрдоган может пойти на это, ведь, по его мнению, Константинопольский патриархат поддержал Гюлена, его врага (Фетхуллах Гюлен, публицист и общественный деятель, находящийся в оппозиции к Эрдогану. Сейчас находится в США. — Ред.). Там есть Турецкая православная церковь, и хоть ее статус и сомнителен, ей уже практически 100 лет, и за это время там многое могло поменяться.
«Восточный папизм» проистекает из того, что Константинопольский патриарх был главным патриархом Византийской империи. Например, в исламском суннитском мире центром была Османская империя на том основании, что там был последний халифат. Но после исчезновения халифата в 1924 году Турция потеряла право считаться главной мусульманской страной.
Видимо, под влиянием этой исламской идеологии лидеры Константинопольского патриархата и считают себя выше остального православного мира.
— Как вы считаете, много ли священников из канонической Украинской православной церкви примет участие в анонсированном «объединительном соборе» и перейдет в новую церковь, созданную под Константинопольским патриархатом?
— Какое-то количество наверняка перейдет. Наверное, несколько архиереев и до сотни священников. Но Филарету невыгодно, чтобы они принимали в большом числе участие в строительстве новой церкви. У Филарета больше архиереев, чем в УАПЦ и чем придут из канонической УПЦ. Это обеспечит Денисенко победу.
Но если из других церквей придет большее количество архиереев для участия в «соборе», это может вообще ничем не кончиться.
— Как вы считаете, как будет проходить передача храмов от УПЦ к новой структуре? Возможны ли эксцессы при этом?
— Там и так происходят эксцессы. На Украине идет гражданская война и не один десяток храмов был разрушен или захвачен. Поэтому, к сожалению, этот процесс вряд ли пройдет мирно.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ