Обращаясь к собравшимся, Порошенко отметил, что вопрос создания поместной церкви неразрывно связан с курсом Украины на государственный суверенитет.
«Вопрос Томоса и автокефалии выходит далеко за границы церковной жизни. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Это вопрос нашей государственности. Это вопрос всей мировой геополитики. И если это не так, то почему тогда решение Вселенского патриарха позавчера обсуждалось на Совете безопасности Российской Федерации под председательством Путина?», — сказал он.
Президент подчеркнул, что получение томоса является частью евроатлантической стратегии Украины.
«Автокефалия — самое весомое событие, из того же ряда, что и наше стремление вступить в ЕС и НАТО, Соглашение об ассоциации, безвиз, выход из СНГ, отказ от обманчивого договора о дружбе с Россией. Все это — основа нашего собственного пути развития, развития государства Украина и развития нашей украинской нации», — заявил Порошенко.
В своей речи он отдельно остановился на каноничности решения о создании поместной церкви в отрыве от Московского патриархата.
«Восстановление независимости в девяносто первом году полностью логично вернуло в повестку дня и проблему независимой православной Церкви, которой всеми канонами предначертано быть в самостоятельном государстве. Поэтому завершить дело, которое Иван Огиенко (греко-католик, министр просвещения во времена Украинской народной республики — ред.) называл делом «полного размосковления» Церкви, выпало нашему поколению. И мы с вами это делаем!», — сказал глава государства.
Напомним, 11 октября Константинопольский патриархат снял анафему с главы УПЦ Киевского патриархата Филарета, а также принял в служение предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария.Тем самым константинопольский патриарх Варфоломей легализовал раскольников и фактически начал процесс предоставления автокефалии Украине.
Кроме того, Константинополь заявил о своих правах на украинские приходы и аннулировал обязательство исторического письма 1686 года о передаче Московскому патриархату Киевской митрополии, которое давало право патриарху Московскому назначать митрополита Киевского. Кроме того, Синод Константинопольской православной церкви принял решение «восстановить немедленно ставропигию (представительство, непосредственно подчиненное патриарху, в данном случае Константинопольскому) вселенского патриарха в Киеве, одну из его многих ставропигий на Украине, которые там всегда существовали».