Сочетание получилось само по себе — праздник Покрова очень ценился казаками (они в какой-то мере чувствовали себя сопричастными Богоматери-защитнице). День создания УПА* был утвержден Украинским главным освободительным советом в 1947 году в честь формирования одного из вооруженных отрядов на Полесье (судя по всему, они пытались доказать новым хозяевам, что украинские националисты начали вооруженную борьбу против немцев, когда исход войны не был еще очевиден). Указ президента был издан «вообще» — в тексте указаний на другие праздники нет.
Традиции празднования
Покров — праздник церковный, и его отмечают в соответствующих условиях. Политической окраски этот праздник не имел (разве что во второй половине 80-х).
День казачества имел преимущественно этнографический характер и праздновался соответствующим образом — путем проведения сборищ на Хортице и в местах существования других сечей, концертов, научных конференций.
Кстати, есть основания полагать, что учреждение Дня казачества в 1999 году было способом легализации Дня создания УПА. Указ был подписан 7 августа, а в октябре-ноябре проходили президентские выборы, во время которых президент Кучма опирался на избирателей запада страны.
День защитника Украины является праздником преимущественно номенклатурным, и характер его проведения официозный — торжественные собрания, парады, выставки военной техники и т.п.
День же создания УПА всегда был «народным» и реализовывался в виде уличной активности, в том числе факельных шествий.
Сейчас трудно сказать, когда началось массовое празднование, но, скорее всего, это произошло в 1991 или 1992 году. Уже в середине 90-х организованные националистами факельные шествия 14 октября проходили даже в районных центрах областей Галичины.
Первое крупное шествие националистов 14 октября в Киеве произошло в 2007 году. Они начали движение от памятника Шевченко (им, кстати, это было запрещено — они должны были идти от Софиевской площади) и на бульваре уперлись в милицию, отделявшую их от митинга коммунистов около памятника Ленину. Около десятка «онижедетей», скандировавших антикоммунистические лозунги, прорвались через милицейский кордон и полезли в драку с представителями молодежного крыла КПУ. За хулиганство и неповиновение милиции было задержано 24 представителя левых и правых политических сил. Также столкновения между коммунистами и националистами произошли в Харькове.
Самая массовая драка произошла в 2008 году. Основными участниками стали активисты «Патриота Украины», «Братства», Украинской национал-трудовой партии, автономных националистов, а также фанатских группировок. Возле здания СБУ на улице Владимирской против участников акции «Беркут» применил резиновые палки и слезоточивый газ. В итоге потасовок около 140 участников получили от одних до трех суток админареста, а несколько особо активных — по семь суток. Было столкновение и в Крыму, но митингующие обошлись метанием яиц, причем досталось преимущественно милиции, а вот в Одессе дошло до драки.
Во время празднований 14 октября 2014 года в Киеве свободовцы провели митинг и праздничный марш к зданию парламента, требуя признать УПА* воюющей стороной во Второй мировой. Однако Рада тогда так и не смогла поддержать это решение. С последним неудачным голосованием в правоохранителей полетели петарды, дымовые шашки, огненные смеси, брусчатка, были разбиты несколько окон в здании парламента. В результате столкновений пострадали 15 правоохранителей, были задержаны 37 человек. Однако все политические партии, которые организовывали митинг, свое участие в беспорядках отрицали.
В 2016 году националисты двинулись по направлению к Киево-Печерской лавре, но после противостояния с охраной музея и верующими никаких активных действий не предприняли.
В 2017 году ожидалось, что марш националистов объединится с анонсированным Саакашвили 17 октября митингом против действующей власти. Однако шествие прошло спокойно, а в акциях 17 октября они участвовали не особенно активно.
Что можно ожидать 14 октября 2018 года?
Отношения между националистами и официальными киевскими властями довольно сложные. Идеологических противоречий между ними нет, но политические — в наличии. В то же время верхушка националистических партий и организаций («Национальный корпус», С14, «Братство», «Свобода» и др.) находится под плотным контролем силовиков.
Вариантов действий националистов не так много.
Вариант 1 — попытка осуществления государственного переворота (самостоятельно или в интересах какого-то игрока внутри власти — например, главы МВД Арсена Авакова или даже самого президента).
Риск такого развития событий существует с 2014 года, и силовые структуры активно готовятся к защите правительственного квартала на Печерске.
Опыт, однако, показывает, что националисты пока к таким действиям не готовы. Силового ресурса у них достаточно только для проведения сколько-нибудь массовых акций в одном или нескольких городах. Успех в Киеве, скорее всего, не будет поддержан в регионах (вспомним захваты областных администраций в 2013-14 годах). Характерно, что во всех случаях, когда возникало противостояние с правоохранителями, политическое руководство националистов отмежевывалось от действий своих боевиков.
Группы влияния в элите настроены пока что на проведение относительно демократических выборов — у Порошенко есть шансы на победу, у Авакова — договориться с вероятным президентом.
Поэтому акции 14 октября в этом смысле могут быть только смотром сил перед акциями протеста в 2019 году, если выборы пойдут как-то не так.
Вариант 2 — акция давления на оппозицию. Объектом, скорее всего, может быть, так же, как в 2016 году, лавра.
Тут, однако, ситуация тоже неопределенная. Если бы томос уже был получен, акция националистов рассматривалась бы в качестве голоса общественности, требующей передачи лавры автокефальной церкви. Однако даже в этом случае националистам вряд ли дали бы возможность осуществить захват лавры. Просто потому, что ситуация быстро вышла бы из-под контроля — были бы жертвы, погромы и грабеж.
Поскольку же томоса нет, хотя он и обещан, то и спешить с захватом лавры нет никакой нужды. Напротив, логично показать, что власть, подобно Варфоломею, хочет решить вопрос миром — дождаться томоса и обеспечить получение лавры путем не захвата, а автоматического перехода в поместную церковь.
В общем, власть постарается свести акции националистов к сравнительно безобидной демонстрации, для чего у нее есть все возможности — и прямые (нацгвардия, полиция), и косвенные (контроль над националистическим активом со стороны СБУ и МВД).
В то же время не исключены провокации и теракты со стороны несистемных националистов по заказу власти или внешних акторов. Например, теракт с жертвами среди участников демонстрации может быть использован для репрессий против антимайданной оппозиции (если диверсант, например, окажется связан с Новинским) или для каких-то внешнеполитических шагов (если будут обнаружены агенты ГРУ или ДРГ ЛДНР). До сих пор, правда, такого рода обвинения были голословными и использовались только в пропагандистских целях.
*Организация, деятельность которой запрещенна на территории РФ