Респонденты
Вы говорите, как можно представить себе такие результаты (можно вставить любой возмутивший вас лично результат социологического исследования)? Да запросто. Респондент (тот, кого, собственно, опрашивают) не обязан быть логичным, последовательным, и вообще — помнить, что он отвечал двумя вопросами раньше.
Для меня, например, некоторым потрясением был результат одного из первых исследований, которые мне пришлось анализировать: почти пятая часть всех избирателей, считавшие правильным восстановление СССР, одновременно были приверженцами вступления Украины в НАТО. Интервьюеры виноваты? Нет, проверили всех людей, давших такой парадоксальный ответ — их действительно опрашивали… Почему они так ответили? У меня нет никакой гипотезы. Ответили и все тут.
Можете мне поверить: киевские пенсионеры, над которыми Черновецкий открыто издевался, действительно души в нем не чаяли, а в малых городах люди два с половиной десятилетия говорили, что власть устроила против них геноцид и тут же честно отвечали, что будет голосовать за власть, потому что иначе… (страшилки в каждую эпоху были свои).
Заказчики
Не секрет, что у любого социологического исследования есть заказчик — тот, кто платит и хочет получить некую информацию. Часть информации нужна для того, чтобы иметь представление о происходящих в обществе процессах, а часть — для публикации в СМИ. В этот момент заказчик, который, как правило, в социологии не разбирается, желает странного…
Помню, был сильно удивлен, когда обнаружил в опубликованных результатах исследования не слишком крупной, но профессиональной компании фантастический вопрос: считаете ли вы, что наводнение в Закарпатье было вызвано природным бедствием или не достататочным финансирование противопаводковых мероприятий? Казалось бы, нельзя спрашивать людей — яблоко круглое или зеленое, но их спросили, получили ответ и его опубликовали.
Спустя некоторое время я узнал, что заказчиком исследования был некий бизнесмен, осуществлявший поставки разного оборудования для МЧС.
Выборка
Выборка — это совокупность опрашиваемых людей, которая должна отражать по своим качествам все население страны или какую-то его часть. По законам матстатистики, мнения выборки должны соответствовать мнению всей генеральной совокупности (допустим — всех избирателей страны).
Интервьюер получает определенное задание, включающее какие-то характеристики опрашиваемых людей. Вот, например, надо опросить мужчину в возрасте от 18 до 30 лет, проживающего в некоем микрорайоне.
Вот ты его находишь. Вот он честно (!) отвечает — до 30-ти, дескать. Проводим интервью. В конце надо назвать полное число лет. Он ржет: 33, возраст Христа!…! Как, ну как объяснить человеку, что 33 это больше 30-ти, а не меньше?
Рельеф
Дороги у нас, как известно, противотанковые. Но по ним приходится двигаться не только танкам, но и интервьюерам. По точно выверенным (из Киева, как правило) маршрутам.
Конкретная жизненная ситуация. 1990-затертый год, менеджер опросной сети по телефону (проводному, покрытие мобильных было далеко не везде) руководит действиями респондента в районном центре.
— Идешь по направлению к памятнику Ленину. Да, он прямо перед тобой, но его ива загораживает. Да. Идешь. Идешь. Стой! Куда! Поворачивай! Направо поворачивай!!
Можно только восхититься фотографической памятью менеджера, который помнил, где ива и куда надо «поворачивать»…
А бывает совсем просто… Дают интервьюеру в качестве транспортного средства капитана милиции на автомобиле системы «козел» (с проваливающимся сиденьем и открывающейся дверцей) и направляют опрашивать людей в пострадавшем от наводнения районе. Пока ехали — сошел сель и по образовавшемуся месиву не может уже проехать даже заслуженный «козлик»…
Респонденты же
А кто вам сказал, что респондент в принципе должен быть адекватен?
Нормальная жизненная ситуация — вечер пятницы, частный сектор в крупном городе. Отважный интервьюер-студент (вообще-то студентов предпочитают на такую работу не брать из-за лености, пофигизма и коррумпированности) стучит в дверь. Появляется тело, уже успевшее отметить праздничный вечер.
— Здравствуйте! Я представитель социологической компании блаблабла, хочу вас спросить…
На лице тела некоторое время происходят признаки мыслительной деятельности, затем оно покрывается пятнами…
— Ах ты фашист, вот я тебя…
Выхватив откуда-то из-за двери топор, тело устремляется в атаку… По счастью, пробегает всего пару шагов, за что-то зацепляется и затихает.
Думаете единичный случай?
Политики
«Экзит-полл» — это опрос избирателей по выходе из участка на тему «за кого Вы голосовали». Исследование суматошное и сложное в том плане, что члены комиссий и наблюдатели обычно считают социологов либо провокаторами, либо агитаторами, либо скупщиками голосов.
Обычный украинский районный центр. К менеджеру исследования приходит одна из групп интервьюеров — симпатичные женщина и девушка, чуть не в слезах. Их прогнали от участка. Ну, дело житейское. Пошли к другому. Оттуда возвращаются еще быстрее — не везет.
Через часик диспозиция такая: избирательный участок — через дорогу, по обе стороны — деревья и кусты. Девочки, аки цветочки, произрастают в кустах. Когда из школы выходит человек (предположительно проголосовавший) старшая подает команду, младшая быстренько перебегает дорогу, осуществляет интервью и возвращается назад в кусты. Это, значит, чтобы их опять не прогнали…
Резюме
Наша служба и опасна и трудна.
В общем, украинская социология отражает состояние украинского общества со всеми характерными для этого самого общества искажениями. Касается это и самих социологов, как членов общества.
Так что нечего пенять зеркалу на выражение лица. Социологи исследуют то общество, которое есть. И если, допустим, избирателям предлагается выбор между Порошенко и Тимошенко, нет никаких оснований ожидать, что они изберут Богдана Хмельницкого. Это проблем не социологии, а демократии как явления (тут даже нельзя говорить о конкретно нашем изводе демократии).
Так что старайтесь быть терпимей и с большим уважением относитесь к высшей математике.
Ну а всех социологов — с праздником! И пусть запланированная выборка всегда совпадает с реализованной.