Именно так следует трактовать пассаж из выступления украинского президента на церемонии передачи Украине двух старых американских патрульных катеров береговой охраны во время визита на военно-морскую базу США «Балтимор». По словам Порошенко, «Украина является де-факто восточным флангом НАТО». Это заявление легко развить с учетом базовых реалий украинской политической повестки.
Киев настаивает на том, что в Донбассе он воюет не с вооруженными силами сепаратистских республик, а сдерживает вооруженную агрессию России, которая полностью контролируют марионеточные режимы ДНР и ЛНР. Если это так, то значит, что линия фронта в зоне конфликта как раз и является «восточным флангом НАТО», где украинская армия удерживает рубежи обороны. То есть формально, конечно военно-политический блок не ведет боевых действий в Донбассе, поскольку Украина все еще не является его членом, но фактически, по утверждению Порошенко, он находится в состоянии войны с Россией, поскольку, преграждая путь российским агрессорам, украинцы защищают глобальные и объективные интересы Запада.
Это давно взлелеянная нынешней украинской политэлитой идея. Заимствована она, кстати, без всяких ссылок на первоисточник у поляков. Дескать, Украина является непреодолимым барьером, который не дает эрзяно-мокшанским ордам московитов хлынуть в благословенную Европу и подвергнуть ее полному разорению. Продвигая эту концепцию, нынешнее руководство Украины идет проторенными путями. В течение долгого времени на мифических страхах перед российским вторжением играли Грузия, Прибалтика и те же поляки.
Однако сформировать устойчивую фобию в отношении России прибалтам, похоже, не удалось. Несмотря на постоянные заявления о российской угрозе, российские танки почему-то не спешили воспользоваться пригласительным билетом и зайти на территорию прибалтийских стран. У Украины положение чуть лучше. На востоке страны действительно уже более четырех лет продолжается война, которую Киев тоже упорно пытается представить как отражение российской агрессии.
Если тезис Порошенко о восточном фланге НАТО развернуть до конца, то получится, что военно-политический блок, коль скоро речь идет о безопасности его рубежей, обязан обеспечить Украине полную поддержку. Пусть де-юре, она не является его членом, но де-факто эта страна уже взяла на себя тяжкое бремя обеспечения жизненно важных интересов Североатлантического альянса, а именно: вход в европейское пространство надежно замурован украинской армией. Соответственно, пусть не де юре, но хотя бы де-факто, члены НАТО должны участвовать в конфликте, помогая героическим защитникам восточного фланга, кто, чем может.
Именно в этом контексте Порошенко и пытается трактовать роскошный подарок американцев. Дескать, два списанных катера, спущенных на воду в далеком 1988 году, и поставки вооружений как раз и являются доказательством того, что США осознают, каков истинный вклад Украине в предотвращение варварского нашествия в цивилизованный мир. По словам главы украинского государства, передача катеров — это «жест поддержки», который « усилил оборонное сотрудничество между нашими странами».
Привычка представлять любую подачку как знак повышенного внимания со стороны Запада к героической борьбе украинского народа с «агрессорами и оккупантами» из соседней страны едва ли поможет украинскому руководству добиться положительного эффекта. Точно так же, как присутствие НАТО в Прибалтике можно считать чисто символическим, поскольку расположенные там силы в виду своей малочисленности не смогут оказать сколько-нибудь заметного сопротивления в случае вторжения из России, передача украинским ВМФ двух старых посудин никак не соответствует уровню глобальной угрозы, в реальность Порошенко все еще мечтает заставить поверить Запад.
Можно, конечно, вспомнить о поставках оружия из США, в частности, противотанковых ракетных комплексах Javelin. В мае министерство обороны США заявило о том, что ПТРК уже доставлены в Украину. В мае даже состоялось первое испытание. Сколько именно комплексов оказалось в распоряжении украинских военных, неизвестно. Но позже Вашигтон наложил запрет на использование Javelin в боевых действиях в Донбассе.
Как-то это все не очень похоже на стремление американцев усилить оборону «восточного фланга НАТО». Да и другие члены блока не торопятся посылать свои силы для священной борьбы за выживание Запада. Идею о том, что Россия вынашивает планы захвата Европы, несмотря на все старания Киева продать эту угрозу международному сообществу, никто на Западе, конечно, всерьез не воспринимает. В Украине скорее видят буферную зону, площадку, которую можно использовать для того, чтобы нервировать Россию, создавая на ее границах зону постоянной нестабильности. В этом качестве украинская держава западных кураторов вполне устраивает, а к притязаниям Порошенко на то, чтобы страну воспринимали в качестве полноправного военного союзника, там относятся, по всей вероятности, довольно прохладно. Два дряхлых сторожевика как знак оценки заслуг украинской армии в деле защиты мирового порядка — хороший показатель того, что Украину поощряют разве что за мелкое хулиганство. Награды соответствуют той позиция, которую занимает страна в негласной табели о рангах.