«В эти минуты встречаем «Тризуб» в Украине! Первый локомотив General Electric прибыл в порт Черноморск. Завтра утром будем перегружать тепловоз на рельсы», — говорится в сообщении.
После всех необходимых таможенных процедур, локомотив отправится на Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), расположенный в городе Кременчуге Полтавской области.
Договоренность киевских властей с американским отраслевым гигантом General Electric была достигнута осенью прошлого года в ходе встречи президента Украины Петра Порошенко и главы компании Джемми Миллера.
«В ходе встречи были обсуждены перспективы участия американской стороны в модернизации ПАО «Укрзализныця», в частности в обновлении парка локомотивов украинского предприятия. Петр Порошенко выразил надежду, что дальнейшее сотрудничество с General Electric Transportation будет способствовать усилению транспортного, транзитного и экспортного потенциала нашей страны», — сообщала тогда пресс-служба главы украинского государства.
Как отмечали эксперты, подобные договоренности Киева и американских компаний можно прямо назвать политической взяткой со стороны Порошенко, который создает рабочие места за океаном, игнорируя интересы и потребности национальных производителей.
Так было, в частности, с закупками угля в США.
«Покупка американского угля — это, безусловно, политическая взятка американскому руководству. Трампу очень важно показывать, что международные встречи заканчиваются экономической прибылью, например созданием новых рабочих мест», — рассказал политолог Руслан Бортник в комментарии Ukraina.ru.
Что касается обновления локомотивного состава «Укрзализныцы», то, несмотря на потерю Киевом Лугансктепловоза, который перешел под контроль ЛНР, на территории Незалежной остается Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), который, по данным советника министра инфраструктуры Александра Кавы, может не только модернизировать, но и выпускать новые тепловозы мирового уровня.
«Укрзализныця» в данный момент эксплуатирует около 1 тыс. маневровых тепловозов, возраст самых новых приближается к 30-ти годам — практически все они нуждаются в модернизации или, что в перспективе более выгодно экономически, замене. Парк грузовых магистральных тепловозов насчитывает около 1 тыс. единиц, примерно 30% которых нуждается в глубокой модернизации.
Это весьма серьезные объемы для украинского производителя, чьи цеха уже давно не загружались на полную мощность и работают практически вхолостую. Однако теперь они могут забыть об оживлении производства: при полной поддержке украинского президента их вытесняет General Electric.
Кстати, эта компания уже фактически привела если не к остановке, то к значительным финансовым потерям флагмана украинского двигателестроения в авиации — запорожской «Мотор Сичи». В 2016 году государственный авиагигант «Антонов» отказался от украинских двигателей в пользу американских от General Electrіc.
«Сотрудничество с General Electrіc в сфере поставок двигателей может вывести наши самолеты на совершенно другой уровень качества, занять ту нишу на мировом рынке, которую мы заслуживаем. Надеюсь, мы получим фантастический мировой продукт, который сможет достойно конкурировать как в грузовых, так и в пассажирских перевозках», — прокомментировал соглашение ГП «Антонов» и американской General Electrіc министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
О том, что американцы получили заказ за счет другого украинского предприятия, министр тогда умолчал.
Итог подобных процессов очевиден — Украина лишается своей высокотехнологичной промышленности и снабжает заказами американские корпорации. Экономически активное население массово собирается покидать страну — согласно результатам опроса группы «Рейтинг», примерно 35% украинцев намерены перебраться на постоянное место жительства в другие страны.