«В последнее время мы видим, как Константинопольский патриарх… пытается стать не только первым среди равных, а главой всей Православной церкви, фактически вытесняя Ее истинного Главу — Христа, и уподобляясь Папе Римскому. Заявления, которые декларирует официальный Константинополь, не только претенциозны и несуразны по сути, но и ведут к опасности повторения раскола 1054 года, который, в современных условиях может стать еще страшнее, так как возникнет на Православном Востоке».
Это заявление митрополита Запорожского Луки (Коваленко), опубликованное 8 сентября на сайте его епархии, перепечатал сайт Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви, тем самым поддержав заявление владыки.
Проблема, действительно, серьезнее, чем выглядит на первый взгляд. Дело в том, что патриарх Варфоломей явно не намерен ограничиваться расколом православных путем образования своей параллельной юрисдикции — в нарушение еще апостольского правила «в одном городе да будет один епископ» — только на Украине.
Долгое время живым примером того, куда приводят раскол и незаконная автокефалия, для всего православного мира была неканоническая Македонская православная церковь. Провозглашенная в 1967 году в одноименной автономной республике Югославии, она до сих пор не признана ни одной из Церквей, более того, в 2005 году ее члены отлучены от церковного общения Сербской православной церковью, от которой она откололась.
И вот неожиданно 30 мая 2018 года Священный Синод Вселенского патриархата принял к рассмотрению обращение представителей раскольников, поддержанное премьер-министром Республики Македония Зораном Заевым, взяв «непременным условием соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского патриархата». Хотя, канонически эта территория относится к другому, давно уже независимому и канонически равноправному патриархату — Сербскому.
Синхронность вмешательства Варфоломея в дела двух православных стран очевидна. Тем более она очевидна в связи с тем, что встреча Вселенского патриарха с Петром Порошенко прошла в Стамбуле 9 апреля этого года, а с македонским президентом Джорге Ивановым — 10 апреля. И в дальнейшем 11 июня Варфоломей упомянул ситуацию в этих странах в одной связке: «Когда Церковь-Мать (Вселенский патриархат — прим. авт.) ищет пути спасения наших братьев из Украины и Скопье (столица Македонии. — прим. авт.), она исполняет свой апостольский долг. Наша обязанность и ответственность — привести эти народы обратно к церковной правде и каноническому порядку».
И решение, принятое 2 сентября на Архиерейском соборе Вселенского патриархата в Стамбуле «Да, Константинопольский патриархат может предоставлять автокефалию без каких-либо согласований», равно касается Украины, Македонии и любой другой страны.
Нельзя сказать, что раньше Вселенский патриархат не вмешивался аналогичным образом в дела других православных Церквей. Самый выразительный пример — выдача в 1924 году томоса об автокефалии Польской православной церкви, которая была тем самым оторвана от Русской православной церкви в угоду властям независимой Польши. Годом ранее Вселенский патриархат принял к себе на правах автономий Эстонскую митрополию и архиепископию Пражскую и всей Чехословакии (в последнем случае нарушив права существовавшей на тех же землях епархии Сербской православной церкви).
Но все же, при Варфоломее вмешательство обычно имело под собой некое обоснование в плане предыдущей принадлежности Церкви к юрисдикции Вселенского патриархата. В Эстонии, где православная митрополия в 1945 году вернулась в РПЦ, он в 1996 году подтвердил действие выданного ранее томоса, породив раскол в стране, где возникло одновременно две православных Церкви. Что касается Православной церкови Чешских земель и Словакии, провозглашенную которой в 1951 году автокефалию в Константинополе не признали, Варфоломей в 2013 году отказался признать выборы ее главы, поддержав конкурирующего претендента на митрополичий престол и оформив затем в 2015 году под него «альтернативный Синод».
Сейчас подобную ситуацию можно будет организовать в любой православной стране, сославшись на приоритетное право Церкви-Матери, как именует себя Вселенский патриархат, давать автокефалию. Можно будет признать, например, созданную в 2011 году Священную митрополию Абхазии, ударив по Грузинской православной церкви, которая в 2016 году отказалась принять участие в организуемом в Стамбуле Всеправославном соборе. Да мало ли стран, где существуют группы раскольников. В России (за пределами Крыма) до сих пор действуют созданные в 1990-х годах епархии неканонического Киевского патриархата. С созданием на базе последнего автокефальной Церкви можно будет создать «параллельные» церковные структуры и в нашей стране.
Помимо того, что это развяжет руки всевозможным авантюристам, ищущим пути для стремительной карьеры в самопровозглашенных Церквях (был попом — стал епископом и даже патриархом), и радикалам и экстремистам, ищущим там же легального убежища или применения своих сил для захвата храмов и церковной собственности, это сотрясет сам порядок, установленный еще со времен апостолов, который худо-бедно, но существовал до сегодняшнего дня.
И последствия такой катастрофы сложно даже оценить.