Глава Национального банка Украины Яков Смолий заявил, что перспектива скорого получения финансирования от МВФ положительно скажется на валютном рынке Украины и поможет стране привлечь дополнительное финансирование.
Напомним, Украина получила 4 кредитных транша МВФ, последний — в апреле 2017 года. А с июля 2017 идут переговоры: Фонд настаивает на повышении цены газа для населения, которое может составить от 30% до 60%. В правительстве пытаются избежать повышения.
Но директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард непреклонна. Она заявляет, что пересмотр цен на газ для населения критически важен. И есть еще одно условие выделения Украине кредита — соблюдение предельного дефицита госбюджета.
«За» и «против» транша
Украинские экономические эксперты расходятся во мнении, нужно ли стране продолжать сотрудничество с МВФ.
«У МВФ — самые дешевые деньги в мире. Мы платим за обслуживание долга примерно 1% годовых. Напомню, средства через евробонды нам обходятся более 7% годовых. Поэтому продолжать сотрудничество с МВФ необходимо», — так говорит в январе 2018 года изданию «ГОРДОН» финансист, президент инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак.
Иная позиция у Виктора Скаршевского. Он напомнил, что самый дешевый кредит предоставляет ЕС, у которого кредитная ставка — практически полпроцента. Более того, он считает, что не нужно путать дешевый кредит и кредит вместе с выдвигаемыми условиями (что приведет к бюджетным допзатратам).
Экономист подчеркнул, что правительство знаменитым Постановлением №187 от 22 марта 2017 года обязалось повысить тарифы на природный газ для населения на 60% (что пока что не выполняется по политическим и экономическим соображениям). Этот шаг сразу же поддержал МВФ.
Так, расходы на субсидии должны увеличиться с 71 млрд гривен (согласно бюджету-2018) до 110-120 млрд грн. Значит, казне дополнительно требуется еще 40-50 млрд грн — для того, чтобы расходовать их на субсидии. А это $1,5-2 млрд.
Но внутренних газовых ресурсов Украине полностью хватает для обеспечения населения. Мало того, себестоимость добычи газа в стране гораздо меньше, чем за рубежом (учитывая налоги, сборы, ренты и других платежей). Поэтому, говорит экономист, власть вполне может уменьшить тариф для потребителей в 1,5-2 раза.
«Золотой» газ
Вместе с тем, украинская власть потворствует интересам западных газовых трейдеров, которым, понятно, интересно поставлять в Украину дорогой реверсный газ. Об этом уже давно говорят независимые эксперты в области ТЭК. Но власти такое мнение не интересно.
А повышение субсидий грозит еще большим дефицитом бюджета, который МВФ требует от Украины снизить. Опасный сигнал — июльский «кассовый разрыв» в Пенсионном фонде: это следствие невыполнения доходной части госбюджета и доходов ПФУ.
«То есть, получается, что для получения кредитного транша в $1,9 млрд, Украина должна дополнительно потратить из бюджета $1,5-2 млрд. После этого нельзя говорить, что кредиты под 3%, — дешевые. Бюджетные расходы растут намного больше, чем эти 3%», — говорит аналитик.
Также он добавил, что Украина в 2018 году должна рассчитаться с МВФ по предыдущим кредитам $2,3 млрд. Приблизительно $1,5 млрд уже возвращены, и осталось вернуть примерно $800 млн. А $1,9 млрд, которые государство возможно получит, уйдут на погашение предыдущих кредитов МВФ.
В целом, кредиты МВФ помогают Украине только в краткосрочной перспективе — «гасить пожары», перекрывать валютные дефициты. Если прозвучат магические слова «вы демонстрируете прогресс», значит, деньги Украине перечислят. Но они пойдут в резервы Национального Банка, а не на покрытие дефицита бюджета. И потом, все требования МВФ для Украины — это одни ограничения. Получается глухой угол.
Но пока транша нет (да и денег МВФ все равно не хватит для покрытия долгов), придется занимать у других. Так, 15 августа, Минфин Украины из-за непонятной ситуации с МВФ разместил на аукционе очередной выпуск облигаций внутреннего государственного займа (OВГЗ) на сумму 2,4 млрд грн.
Вместо реформ — обеднение
«Приезд миссии МВФ ассоциируется с Гоголевскими «Мертвыми душами». Чичиков на каждую мертвую душу получал кредит — 200 рублей, а купил эти души за 70 копеек. А украинское правительство надеется получить кредит под мертвые реформы.
Потому что нельзя назвать реформой создание Антикоррупционного суда — это фарс, еще неизвестно, когда он заработает. А вот когда заработает, то будет работать как вся судебная система Украины — избирательно. Повышение тарифов на природный газ реформой также язык не поворачивается назвать.
Это обычное повышение цен, инфляция и обеднение украинских граждан», — категоричен Виктор Скаршевский.