В пятницу в одном из самых популярных на Украине почтовых сервисов — «Новой почте» — прошли обыски.
«Сейчас в офисах «Новой почты» в Киеве, Полтаве и Харькове проводится обыск представителями Генеральной прокуратуры Украины. Впервые в моей практике делают обыск моего кабинета и меня лично. Убирают личный компьютер. Чувствую, как прямо на глазах улучшается инвестиционный климат в стране», — заявил соучредитель компании Владимир Поперешнюк.
Позже он заявил, что этими обысками власть продемонстрировала, как она «поддерживает» отечественный бизнес и как «уважает» налогоплательщиков. По словам Поперешнюка, несмотря на то, что компания понимает, что сегодня быть «белой» и платить налоги на Украине нелегко и небезопасно, «Новая почта» продолжит свою деятельность.
«Новая почта» — один из самых популярных и, соответственно, быстро растущих почтовых сервисов на Украине. В 2017 году общее количество доставленных отправлений компании составило145,8 млн, что почти на 30% больше, чем в предыдущем 2016 году. Для сравнения — в том же 2016 году объем пересылок государственной «Укрпочты» составил 18 млн посылок.
Обысками в компании возмутился даже премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
«На прошлой неделе состоялся ряд обысков у представителей украинского бизнеса. Я хочу сказать, что буду защищать легальный, официальный бизнес. Нам нужно разобраться, что происходит», — заявил он в понедельник.
В сложившейся ситуации разбиралось издание Ukraina.ru.
Переводы, деньги и Генпрокуратура
Официальная причина, по которой в «Новой почте» проводились обыски — неуплата налогов.
«По результатам проведенных обысков обнаружены и изъяты документы о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Новая Почта» и указанных выше предприятий и наличные денежные средства, не учтенные, но не оприходованные в кассе и в бухгалтерских документах. Досудебное расследование продолжается, сообщение о подозрении на составляли и меры пресечения не избирали», — рассказала пресс-секретарь главы ГПУ Лариса Сарган.
В свою очередь, в «Новой почте рассказали», что в результате обысков были изъяты значительные денежные средства. Как отметил сооснователь компании Вячеслав Климов, в Харькове в первом отделении «Новой почты» изъяли 132 тыс. грн. средств из кассы финансовой компании «Форпост».
«Это были денежные переводы наших клиентов. Именно эта сумма стала потом основанием для того, чтобы в пресс-релизе Генпрокуратуры появилась информация о неких изъятых средствах. Насколько мне известно, сейчас эти клиенты пишут жалобы, и мы, безусловно, будем обжаловать это изъятие», — подчеркнул Климов.
Некоторые в скандале заметили и политический подтекст.
«Просто расскажу вам о том, что человек из всех сил рвущий задницу, чтоб выбить себе место премьер-министра и человек, который попытался поиметь денег с «Новой почты»; — это один и тот же человек. Просто представьте себе, что он будет чудить в премьерском кресле и поёжьтесь», — отметил шоумен, один из корифеев политического пиара на Украине Владимир Петров.
После того, как скандал дошел до премьер-министра, ГПУ вынуждена была сесть за стол переговоров с руководством компании. Произошла личная встреча Луценко и его подчиненных с сооснователем «Новой почты».
«Мы ознакомили Вячеслава Климова с многочисленными фактами нарушений, которые были выявлены в работе отделений «Новой почты». В частности, это касалась пересылки в больших объемах безакцизных алкогольных товаров и наркотических веществ», — рассказал генпрокурор Юрий Луценко.
По словам Луценко, следствие также получило оперативную информацию МВД в отношении возможного уклонения от налогов в ходе денежных переводов.
В конечном итоге, и представители ГПУ, и представители «Новой почты», по словам Луценко, не только нашли общий язык, но и разработали совместный план действий.
Однако, несмотря на то что ГПУ попыталась пойти навстречу одному из популярнейших почтовых сервисов на Украине, удар по имиджу Украины уже был нанесен.
Пламенный привет инвесторам
Обыски в «Новой почте» вызвали негодование не только среди клиентов сервиса, но и среди знакомых с украинским бизнесом не понаслышке.
«Она устроила шоу в компании, на услугах которой вырос целый пласт малого бизнеса, собственно говоря, интернет-торговля в стране, в компании, которая известна, присутствует в жизни каждого украинца и пользу от которой любой человек в этой стране сформулировать может, чего не скажешь про пользу от ГПУ», — заявил в посвященной сложившейся ситуации передаче украинский журналист Денис Бигус.
В критике действий прокуратуры журналист подчас срывался на нецензурную брань.
И его можно понять. В свой характеристике «Новой почты» как одного из надежных сервисов на Украине Бигус недалек от правды. Интересный факт: в 2014 году «Новая почта» была чуть ли ни единственным сервисом, гарантировавшим быструю доставку отправлений из территорий, где велись боевые действия. В результате в ЛНР и ДНР компанию даже стали связывать с мародерами из украинских подразделений, которые, пользуясь услугами «Новой почты», отправляли награбленное в Донбассе домой. При этом слали не только захваченное добро, но и оружие, что заинтересовало украинское МВД. Тогда «Новая почта» по первому же требованию правоохранителей пошла им навстречу.
«Руководители «Новой почты» с пониманием отнеслись к данной проблеме и заверили, что с настоящего времени все грузы в отделениях, расположенных в зоне АТО, будут приниматься для отправки только в открытом виде», — заявили в пресс-службе МВД в Донецкой области в ноябре 2014 года.
Впрочем, на неподконтрольных Украине территориях Донбасса не забыли о «Новой почте». В начале марта 2018 года депутат Народного совета ДНР Владислав Бердический заявил: «Данные паспортов всех мародеров, воинов в т.ч. ВСУ, отправлявших домой «посылки» из украденных у жителей Донбасса вещей — куплены у «Новой почты». В самой компании данную информацию, правда, не прокомментировали.
Обыски в «Новой почте», проведенные в пятницу, успели ударить по международному имиджу Украины.
«Давайте начистоту. Наши доблестные м….а (правоохранители — ред.) убивают нашу отрасль. Смотрим: я поехал в блицпоездку Париж-Цюрих-Цуг-Вадуц-Санкт Галлен-Амстердам на три дня. 22 встречи. Все с инвесторами, трое из них вложились в украинские проекты. Ниже небольшая статистика хода встреч — обсуждение ситуации в стране и особенно с «Новой почтой» — в среднем 25% от встреч. В тот момент, когда я мог им предлагать наши проекты, я пытался рассказывать, что инвестировать можно. Выглядел идиотом», — рассказал управляющий партнер GrowthUp Group Денис Довгополый.
По его словам, иностранцы «в лоб» ему задавали вопрос: сколько должно быть людей в компании, чтобы украинские стражи правопорядка начали «отжимать» компанию, и в какой момент нужно переносить из Украины бизнес в Прибалтику либо в Польшу или Чехию.
В итоге три сделки по Украине из-за сложившейся ситуации в стране сорвались. А самому Довгополому наперебой предлагали организовать выезд его семьи из Украины.
«Все ушли разочарованными, узнав от меня, что ситуация на самом деле такая, как это выглядит. И поверьте, они в курсе новостей. 20 из 22 показали, что они очень в курсе», — подытожил Довгополый свой рассказ о встрече с заграничными инвесторами.
Однако ГПУ это не останавливает, а значит в ближайшее время Украина может попрощаться с зарубежными инвестициями.