В Мариуполе осудили бойца «Азова», который перерезал горло местному жителю. Как пояснил «азовец», ссора возникла из-за несовпадения политических взглядов с убитым, который к тому же словесно угрожал бойцу полка и схватил его. В итоге боец перерезал мариупольцу горло. Дело квалифицировали как превышение необходимой самообороны. Несмотря на то, что санкция соответствующей — 118-й статьи Уголовного кодекса — предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет, суд отпустил «азовца».
Убившему мирного жителя Мариуполя бойцу «Азова» назначили служебное ограничение сроком на два года: в течение двух лет «азовца» не смогут повышать в звании и должности. Он также будет два года отчислять в пользу украинского государства 20% своего дохода.
Некоторых украинцев данное решение суда обескуражило.
«Для чистоты понимания, во что превратилась Украина. АТОшникам официально разрешили сафари на людей», — прокомментировала случившееся одесситка Мария Бильчак.
Однако случай в Мариуполе далеко не единственный. По всей Украине АТОшники нападают на людей, подчас и вовсе не неся наказание за содеянное.
Опасны для общества
Еще до того, как суд в Мариуполе вынес свое решение, на Украине обсуждали еще один случай, когда АТОшник зарезал человека. В тот раз трагедия произошла в Киеве, где повар из Одессы Руслан Юрченко, отец двоих детей был зарезан за замечание бойцу 72-й бригады, который находился в самовольной отлучке. При этом погибший не знал, что тот, с кем он спорит — военный. АТОшник был в гражданской форме одежды.
Примечательно, что тогда часть общества попыталась оправдать военного. А некоторые даже похвалили его.
«У него сработала нормальная реакция. Он убил сепара», — заявила харьковчанка Ольга Сытник в комментарии под записью в оправдание военного, которая набрала свыше 4 тыс. репостов.
При этом о политических взглядах убитого повара не было ничего известно. Да и конфликт возник из-за того, что АТОшник пытался пройти в маршрутку без очереди.
Однако столь рьяно оправдывающие АТОшников женщины, очевидно, забыли о резонансном оправдании военного, о котором стало известно двумя годами ранее. Тогда в СМИ появилась информация, что судья Иванковского суда Киевской области Алексей Гончарук оправдал АТОшника за изнасилование несовершеннолетней неестественным путем, которое тот совершил в состоянии алкогольного опьянения.
«Осужденный проходил службу в пограничных войсках, был призван по мобилизации в связи с проведением АТО, суд также указал это обстоятельство как смягчающее», — заявил Гончарук.
Он также отметил, что мать потерпевшей тогда «не совсем доказала, какие именно моральные страдания имеет ее ребенок». В итоге АТОшника обязали уплатить лишь штраф размером в 3 тыс. грн. (около 9 тыс. руб. по курсу 2016 года). Этот случай тогда вызвал взрыв негодования по всей Украине. Несоответствие преступления и назначенного наказания возмутила тогда украинцев.
Пока в Киеве ждут суда над убийцей повара Юрченко. Некоторые опасаются, что судьи могут и здесь назначить убийце штраф.
А судьи что?
Судьи в данном случае могут оправдаться лишь тем, что они сами — не вечны и беззащитны. В марте 2017 года председатель Высшего совета правосудия Игорь Бенедисюк произвел несколько выстрелов в воздух из личного оружия во время конфликта с напавшими на него украинскими националистами.
«17 марта поздно вечером более 10 одетых в балаклавы человек совершили нападение на председателя Высшего совета правосудия Игоря Бенедисюка и его жену у их частного дома. Игорь Бенедисюк вызвал полицию. В то же время в целях самозащиты был вынужден сделать предупредительный выстрел в воздух из личного оружия», — рассказала о произошедшем пресс-секретарь Высшего совета правосудия Оксана Лысенко.
Среди участников конфликта был и печально известный лидер С14 Евгений Карась. Его группировка отметилась попыткой поджога церкви в Киеве, насильственными акциями, атакой с ножом на историка Станислава Сергиенко, в результате которой тот получил серьезные ранения. Членов С14 подозревают и в убийстве публициста Олеся Бузины. При этом суд над ними идет который уж год.
Есть и более жуткие случаи. В 2015 году в Киеве выстрелом в голову был убит сожитель судьи Ларисы Цоколь. При этом убийство произошло в тот момент, когда Цоколь вела дело бывшего члена националистической организации «Патриот Украины», нардепа-радикала Игоря Мосийчука.
В таких условиях редкий судья решится вынести приговор националисту или поддерживаемому им человеку. В итоге, многие преступления остаются либо безнаказанными, либо преступникам назначают необычайно мягкое наказание.
Что будет дальше?
Украина скатывается в архаику, к «темным векам». В этом уверен политтехнолог Андрей Золотарев.
«Украинское общество скатывается к сословно-феодальному строю, когда есть ясновельможная шляхта, козаки-«правосеки» и свинопасы-гречкосеи, которых можно безнаказанно грабить. Кампания по оправданию военнослужащего, зарезавшего повара одесского ресторана в Киеве четко показывает, что представители сословия казаков-«правосеков» является высшей кастой по отношению к тягловому народу», — отмечает он в комментарии изданию Ukraina.ru.
Он указывает также на то, что судьи, с поблажкой относящиеся к АТОшникам, подчас бывают довольно суровы по отношению к другим людям. Так, покончившую с собой в СИЗО Днепра Марину Меньшикову, по словам Золотарева, заключили в изолятор, хотя по соответствующей статье — легкие телесные повреждения — этого делать не должны.
«Это четко показывает, что есть закон для «патриотов», а есть закон для «ватников» и ни о каком равенстве перед законом в нынешней Украине речь не идет», — говорит эксперт.
При этом Золотарев уверен, народу Украины данная ситуация не по нутру. Однако что-либо изменить в ходе протестов, подобных тем, что были в 2013 году из-за изнасилования милиционерами женщины во Врадиевке, украинцы вряд ли смогут.
«Вероятность такого рода выступлений достаточно высока, но поскольку они политически несубъектны… Где такая политсила, которая это подхватит на щит и обернет против власти? У нас реально оппозиции нет в стране. Поэтому этот бунт обречен на неудачу», — поясняет политтехнолог.
Не последнюю роль в этом играет и замалчивание ситуации. «В случае с Врадиевкой имела место информационная накачка, здесь же будут идти путем умалчивания либо переинтерпретации в выгодной власти форме», — резюмирует Золотарев.
А значит украинцам стоит быть особенно осторожными на улицах своих городов. При виде человека в военной форме им лучше переходить на другую сторону улицы.