Выступая на историко-документальной выставке «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что священный долг современного общества — не только чтить память миллионов безвинных жертв, но и не допустить повторения одного из самых ужасный преступлений против человечности.
«Не может не тревожить тот факт, что в последнее время мы наблюдаем ползучую реабилитацию нацизма. В ряде государств, в том числе причисляющих себя к эталонам демократии, проводится системная линия на пересмотр итогов Второй мировой войны, включая прославление деятельности гитлеровцев и местных коллаборационистов», — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Украинские власти пытаются вычеркнуть из истории страны все напоминания о советском периоде. 8 мая учрежден как День памяти и примирения, причём акцент делается не на праздновании Дня Победы, а на чествовании жертв Второй мировой войны. Более того, Верховная Рада официально запретила георгиевскую ленту. Более того, признав всех лиц, которые вели борьбу против коммунистического режима в 1917-1991 годах, борцами за свободу и независимость Украины, власти страны поставили в один ряд с советскими воинами членов ОУН и УПА, которые во время Второй мировой войны сотрудничали с Гитлером и причастны к убийствами на территории Украины.
Лавров назвал аморальной развернувшуюся в отдельных странах ЕС войну с памятниками, в ходе которой уничтожаются и оскверняются монументы советским солдатам, ценой своей жизни спасших мир от ужасов коричневой чумы и обеспечивших мир и стабильность на европейском континенте.
«Такие действия кощунственны с общечеловеческой точки зрения. Они бросают вызов послевоенной архитектуре безопасности, которая опирается на Устав ООН, решения Нюрнбергского трибунала, другие незыблемые международно-правовые документы. Всем нам необходимо противодействовать этим крайне опасным тенденциям», — сказал дипломат.
Российская делегация ежегодно с 2005 года вносит в ООН резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами дискриминационных практик. В 2016 году против документа проголосовали Канада, США, Украина и Палау, а в 2017 году — только Вашингтон и Киев.