Знаменитая музыкальная группа запланировала гастроли по пяти городам Украины, но не все восприняли эту новость с радостью. Член Союза крымских татар Москвы, журналист Айден Муждабаев в посте на своей странице в Facebook назвал неуместным появление на Украине директора коллектива Владимира Сапунова и клавишника Андрея Державина, которые в марте 2014 года подписали обращение деятелей культуры России в поддержку позиции президента РФ о присоединении Крыма, и объявил о начале сбора подписей против концерта рок-группы.
В отличие от своих коллег, лидер «Машины времени» Андрей Макаревич включён Министерством культуры Украины в «белый список» артистов, которые, по мнению Киева, выступают за территориальную целостность Украины.
«Надеюсь, уважаемый Андрей Макаревич отнесётся к этому решению наших властей с пониманием и сможет обойтись во время трёх концертов на Украине без директора группы, а клавишника — заменить другим музыкантом равного уровня. Сделать это, чтобы не сорвать гастроли, вполне реально: до начала украинского тура «Машины времени» остаётся более полутора месяцев», — написал Муждабаев.
Редакция издания Ukraina.ru решила получить информацию из первых рук и попросила директора групп «Машина времени» и «Воскресенье» Владимира Сапунова прояснить ситуацию.
— Участники группы имеют разные взгляды на украинский кризис. Сказывается ли это на деятельности группы?
— На работе коллектива это никак не сказывается. В этом отношении мы показываем пример Украине: у Киева и востока разные взгляды, нет бы им сесть поговорить, выпить, а они воюют.
— Как вы отреагировали на информацию о том, что не все участники «Машины времени» могут поехать в концертный тур по Украине, и состоятся ли вообще гастроли?
— Вопрос о том, состоятся ли гастроли, будет решаться сегодня вечером. Организаторы, конечно, хотят, чтобы концерты состоялись, поскольку это достаточно затратное мероприятие. На сегодня у меня нет официального письма от принимающей стороны, где было бы сказано, что нам отказано во въезде. Эта информация пока только на уровне разговоров. Если нам выставят подобные условия, то мы, конечно, не поедем, но сегодня к вечеру все будет ясно на официальном уровне. Организаторы пока ищут варианты, чтобы группу впустили на Украину в полном составе в том виде, в каком «Машина времени» существует и несёт свою музыку людям.
— Какова была реакция Андрея Макаревича на новость, что, в отличие от него, Вам и Андрею Державину могут не разрешить выступить на Украине?
— Мы с ним не общались на эту тему. Я знаю о его реакции на происходящее ровно столько же, сколько и все. Макаревич ответил всем, кто поддерживает инициативу Муджабаева: «Научитесь выдыхать и хватит обсуждать события 4-летней давности!». По-моему, здесь его позиция правильная.
— Если гастроли состоятся, вы не опасаетесь, что радикалы могут сорвать выступление? Например, во Львове бывшему солисту группы 5'nizza Сергею Бабкину пришлось отменить выступление.
— Сейчас рано говорить об этом. Если украинская сторона официально подтвердит, что разрешила выступления, то у нас на руках будет соответствующая бумага или электронная версия письма, а это своего рода гарантия. Провокации, конечно, могут быть, причём как с объявлением, так и без него. Мы к этому готовы, но я не думаю, что дойдёт до такого. Я не хочу в это верить.
— Как украинская публика встречает «Машину времени»?
Я не езжу из-за состояния здоровья. Последний раз я был на Украине 6 —7 декабря 2013 года, когда группа давала концерт в киевском зале «Украина». Всегда принимали очень здорово и во время позапрошлогоднего тура приняли очень хорошо.
Если организаторы не хотят отменять концерты и готовы сделать всё, чтобы они состоялись, значит, у них хорошая ситуация, судя по тому, как они борются за эти выступления. Если бы у них были плохие продажи, не было бы подобного рвения. Тур затевался давно, реклама и продажи начались тоже давно, не было ни разу никаких разговоров типа «давайте что-нибудь подкрутим».
— В последнее время спорт, который всегда был вне политики, стал откровенно политизированным. Что происходит в этом плане с искусством?
— Я скажу не про искусство, а про жизнь, которая состоит из всевозможных сфер: и спорта, и быта, и всего прочего. Политика отражается на всём: ты её в дверь — она в окно.. Вы живёте семьёй, ходили в магазин, брали продукты по одной цене — наложили санкции, и теперь то же самое вы берёте по другой стоимости.
Неправильно, что политика стала так отражаться на жизни. Раньше она не была так видна в спорте. Спортсмены дружили друг с другом и соревновались по-честному.
Владимир Борисович, расскажите о презентации Вашей книги, которая в ближайшее время состоится в Донецке.
Моя книга «Страсти по Майдану /Хроники Донбасса/» напечатана в Донецке. В течение полутора-двух лет стихи из неё публикуются в интернете. Эта книга создана за эти три долгих года — она и о киевских событиях, и о войне в Донбассе.
Я хочу поехать в Донецк даже не столько ради презентации, а чтобы посмотреть и поговорить с людьми, увидеть их глаза, почувствовать нерв и пульс той жизни, которой они живут. На различных ток-шоу эксперты и с той, и с другой стороны утверждают о чём-то, а их спрашивают: «Вы были в Донбассе?». Они отвечают: «Нет, и не поеду». Если мне скажут: «Ты сам был там, видел о чём писал?». Тогда я скажу: «Да, я видел и знаю, что был прав или, наоборот, был не прав».
Сейчас выходит вторая редакция книги, дополненная. Книгу в первой редакции можно прочесть в «Русском центре», который работает в библиотеке имени Надежды Крупской и библиотеках ДНР.
Вы бы хотели, чтобы Вашу книгу прочитали люди на подконтрольных Киеву территориях?
Да, хотел бы. Если кто-то узнает и захочет прочесть книгу, её можно найти в интернете. Есть такая страница «Стихи Владимира Сапунова», где размещены мои строки, а книга «Страсти по Майдану» в первой редакции опубликована практически полностью. Сейчас выходит вторая редакция, дополненная.