Михаил Саакашвили обстоятельно готовится к завтрашнему демаршу в Киеве, на котором он намерен предъявить украинским властям ряд требований. Надежда Савченко уже написала в социальных сетях, что Америка дала отмашку на новый Майдан и вокруг экс-президента Грузии собираются националисты-радикалы, чтобы основательно встряхнуть украинскую столицу. Народный депутат, похоже, не ожидает, что именно завтра грузинскому башибузуку удастся поставить Киев на уши; из ее пожелания киевлянам веселого ноября можно сделать вывод, что по ее мнению ситуация пойдет вразнос не сразу.
Действительно, судя по тому, что митинг в Харькове 15 октября, на котором Саакашвили был главным спикером, собрал менее тысячи его сторонников, представление, которое он планирует дать в Киеве, тоже может оказаться весьма скромным по масштабам. И тем не менее, надо отметить, что требования, предъявляемые оппозиционером со смутным статусом к власти, подобраны весьма грамотно и рассчитаны на отклик у тех групп населения, которым сегодня приходится весьма несладко.
Саакашвили перед завтрашним мероприятием подготовил довольно бодрый видеоролик, финальным аккордом которого стала угроза — в случае невыполнения условий, поставленных митингующими, — они будут добиваться отставки Порошенко. В лице человека, которому удалось взять приступом государственную границу, в Украину возвращается Майдан — классический, образца 2013-1014 годов. Фундаментальные претензии к властям, кажется, прямо взяты из призывов того времени — привлечение к ответственности ближайшего окружения президента за грабеж народа, продажа всех ста "бизнесов", принадлежащих главе государства, чтобы у него появилось время подумать о победе, а не о собственных экономических интересах, роспуск Верховной Рады и новые выборы, деолигархизация. Здесь фактически нет ничего нового, разве что заключительное требование — сделать энергетические тарифы доступными для граждан — указывают, на то, что к прежним бедам украинцев за три с лишним постмайданных года прибавились новые.
Это довольно плохая история для Порошенко. То, что спустя несколько лет, повестка революции достоинства выглядит удивительно актуальной, говорит об обманутых ожиданиях значительного числа людей на Украине, нереализованных надеждах и части населения, которая все-таки попытаться добиться необходимых изменений. Если Савченко права, и вокруг Саакашвили действительно начинает клубиться националистическое кодло — а батальон «Донбасс» уже стал чем-то вроде личной гвардии Михаила Николозовича — то президенту стоит подумать о мерах личной безопасности. Факельное шествие, прошедшее в центре Киева, показало, что националисты способны вывести на улицу значительно число сторонников. Никто, кроме них сегодня, не может поставить «под ружье» одномоментно 13-15 тысяч человек. Но это пехота, силовой кулак — акция, которая смогла бы претендовать на статус всенародного протеста, должна получить куда более масштабную поддержку.
Среди радикалов отношение к Саакашвили неоднозначное. Глава «Правого сектора» (организация, запрещенная в России) Дмитрий Ярош открыто заявляет о целесообразности физической ликвидации возмутителя спокойствия. Это, однако, факторы малозначимые и не влияющие серьезно на ход событий, поскольку, сами по себе националистические лозунги, звучавшие привлекательно на Майдане, сегодня уже не могут собрать на акцию протеста десятки тысяч людей. Они способны воздействовать только на узкую группу идейных продолжателей дела Бандеры, а широкие слои населения, думаю, утратили вкус к строительству нации и национального государства, хотя недавно казалось, что именно это позволит Украине обрести величие и силу на зависть «ворогам».
Именно поэтому, надо полагать, упоминавшийся видеоролик не содержит в себе ни единого элемента националистической идеологии. Саакашвили как бы откатывает ситуацию до заводских настроек, до самой ранней стадии Майдана — никаких «Слава нации!», «Украина понад усе!» и прочей чепухи. Все требования прагматичны, понятны и, совершенно очевидно, могут быть поддержаны большинством населения.
После прорыва границы грузинский апатрид сумел радикально изменить свой имидж — люди забыли, что еще совсем недавно они видели в нем клоуна и лузера. Теперь для тех, кто хочет изменений, он — это человек, который не отступит, который пойдет до конца, который готов сложить буйну головушку, не важно даже за что — за народное дело или за собственные интересы. Главное, что его можно использовать в виде тарана для сноса опостылевшей власти.
Его несистемность, чужеродность, то обстоятельство, что он раскачивает улицу, которая является единственным его ресурсом, снижает вероятность тайных договоренностей в кулуарах, столь любимых представителями украинской политической элиты. Так что не факт, что Надежда Савченко, выступив со своим предостережением, просто в очередной раз продемонстрировала пристрастие к алармизму. Вероятность того, что она, основываясь на инсайдерской информации, понимает, куда идет дело — далеко не нулевая.