Главный военный прокурор Анатолий Матиос публично выступил за легализацию владения оружием, которое, якобы, поможет самозащите украинских граждан. «Время сейчас очень динамичное. Я исповедую принцип, что каждый украинец должен иметь оружие и иметь возможность в случае смутных времен сохранить или защитить свою жизнь», — заявил прокурор в эфире одного из украинских телеканалов. После такой фразы он вполне мог эффектно достать свой ствол, поигрывая им перед аудиторией в стиле Клинта Иствуда — чтобы окончательно закрепить за собой образ крутого парня. Конечно, это напугало бы журналистов — но наверняка понравилось бы патриотическим обывателям.
Это случилось вскоре после «динамичной» истории в американском Лас-Вегасе, где слетевший с катушек миллионер всего за несколько минут застрелил сразу 58 человек. При этом, многие из жертв, которые пришли послушать концерт кантри-музыки, сами имели с собой оружие — однако, это не помогло им защититься от нападавшего. Даже присутствовавший на месте трагедии популярный блогер Дэн Билзерян, который любит постить фотографии огромной коллекции принадлежащих ему «стволов», и хвастался, что всегда готов пустить свое оружие в ход против преступников и злодеев, спасался от убийства бегством, сразу же позабыв про свой милитаристский гонор и сетевые понты.
Эта страшная и смешная история еще раз продемонстрировала всему миру, чего стоят аргументы в пользу оружейного легалайза, который почти всегда помогает убийцам, но очень редко позволяет их остановить. Данная тема раскрыта в целом ряде исследований и статей, а американский режиссер Майкл Мур посвятил разоблачению данного мифа свой известный оскароносный фильм «Боулинг для Колумбины», созданный по мотивам массового убийства в одной из американских школ. Однако, предложения легализовать огнестрел пользуются неизменным спросом у украинского патриотического обывателя, который считает эту общественно опасную инициативу важным шагом на пути к обретению гражданских свобод — просто потому, что иметь «пушку» стильно и круто, а в Украине все должно быть так, «как в Америке». Хотя оттуда, из Америки, регулярно приходят новости об очередной бойне с применением легально купленного в магазине оружия.
Неудивительно, что петиция о свободном владении оружием в Украине первой собрала на сайте президента необходимые для ее рассмотрения 25 тысяч голосов. В ответ на нее президент Украины Петр Порошенко инициировал созыв заседания рабочей группы Конституционной комиссии по правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, которая должна вынести этот вопрос на рассмотрение Верховной Рады. Хотя законопроект о легализации оружия был зарегистрирован в парламенте еще в декабре 2014 года — причем, его внес на рассмотрение достаточно влиятельный представитель президентского Блока Петра Порошенко Сергей Каплин. Проволочки с этим возникли тогда только потому, что руководство МВД пожелало тогда самостоятельно контролировать процесс официальной раздачи именных пистолетов.
Однако, сегодня тема легалайза снова возвращается в тренды. Интересно, что представители власти иезуитски объясняют необходимость свободного обращения оружия катастрофическим ростом преступности, который стал прямым следствием насилия на Евромайдане, войны и провальной «полицейской реформы». В поддержку легализации высказался даже депутат Верховной Рады Сергей Пашинский — тот самый человек, который был замечен со снайперской винтовкой накануне расстрела «Небесной сотни», а затем, в январе 2017 года, ранил из наградного оружия повздорившего с ним гражданина. В итоге, Пашинский не только избежал наказания за эту стрельбу — недавно ему даже вернули фигурировавший в деле пистолет, как бы намекая, что политики могут продолжать «сафари» на беззащитных холопов.
Пашинский подходит к вопросу с полным знанием дела, сообщая, что в парламенте уже вернулись к рассмотрению законопроекта о свободном обороте оружия в Украине. «Моя позиция достаточно четкая. Я знаю, что мои коллеги сейчас пишут соответствующий законопроект, я готов его подписать. Я считаю, что первый шаг надо делать. Определить те категории людей, которым мы не боимся давать короткоствольное оружие: люди, которые без замечаний служили в армии, люди, которые без замечаний служили в Нацполиции, в СБУ», — говорит этот меткий стрелок, рассуждая о подвижках с оружейным законом.
Из его слов совершенно ясно, что власть готовится легализовать огнестрельное оружие для своих сторонников, которые все три последних года массово вывозили из зоны АТО незарегистрированное оружие. В случае принятия такого закона они смогут без проблем доставать его из схронов и тайников. Можно не сомневаться — это резко увеличит число инцидентов с огнестрелом. Как гласит известная поговорка, заряженное ружье когда-нибудь выстрелит, даже если оно висит у вас на стене. А пистолеты, которые будут таскать повсюду на улице, будут стрелять еще чаще — каждый раз, когда их владельцы будут качать права в трезвом и пьяном виде, объясняя своим безоружным соотечественникам их место в государстве победившего достоинства и поднявшегося с колен народа. И далеко это далеко не всегда будут «безобидные» выстрелы в воздух.
В свою очередь, руководство полиции сможет замять таким образом скандал вокруг бесконтрольной раздачи наградных стволов, и заодно избавится от необходимости расследовать бесконечные факты воровства оружия и торговли привезенными из АТО пистолетами. Ведь такая торговля сразу станет легальной, поправляя благосостояние полицейских чиновников, которые оперативно поставят ее под четкий государственный контроль. А если нет запрета оружия — соответственно, нет и проблем с его нелегальным обращением. Стрелять в городах и селах будет законно — причем в каждом случае ветеран войны легко докажет суду, что он действовал в порядке самообороны, а его жертва сама спровоцировала конфликт, и бросилась на сразившие ее пули. И судья вряд ли осмелится не поверить вооруженному патриоту, а также группе поддержки в лице его вооруженных соратников.
Итак, легализация оружия выгодна тем, кто уже имеет сегодня влияние, оружие и деньги — например, представителям ультраправых батальонов или криминального мира: хотя эти два статуса очень часто и органично совмещаются в наши дни. Обыкновенный мирный гражданин, которому не за что заплатить коммуналку, просто не потянет покупку оружия. А если он вдруг осмелиться применить его против представителей неприкасаемой касты новых украинских элит, это наверняка будет стоить ему жизни или свободы. «Маленького человека» не избавят от наказания за стрельбу по людям, как это было с Пашинским, потенциальными убийцами Олеся Бузины, мукачевскими боевиками «Правого сектора», которые палили в городе из пулеметов и гранатометов — и целой кучей других представителей провластной «партии снайперов».
Индульгенция за подобные преступления распространяется только на них. А абсолютное большинство украинцев станет в результате «легалайза» еще бесправней — и будет привыкать выживать в статусе потенциальных мишеней, опасливо косясь на бряцающих оружием панов и магнатов. Пистолеты опять будут признаком принадлежности к особой социальной касте – как это уже не раз случалось в темных веках нашей истории. И этот «Боулинг для Украины» будет стоить ей большой крови.