Мир смотрит очередной сезон сериала «Игры престолов», и в социальных сетях то и дело звучит бранное слово «спойлер». Так называют преждевременно опубликованный рассказ о сюжете фильма. Он разрушает интригу и раздражает зрителей, которые заранее узнают судьбу героев картины. Как правило, спойлеры правдивы — однако, их все равно игнорируют, предпочитая скучной ясности мерцающую иллюзиями неизвестность.
Знание будущего очень часто не несет в себе ничего хорошего — а те, кто предвидит несчастья, нередко бессильны в попытках их отвести и предотвратить. Гомер рассказывает об этом в известном мифе о проклятии троянской царевны Кассандры, которая тщетно предостерегала своих соотечественников об ужасах грядущей войны. Современная политология позаимствовала из него специфический термин «эффект Кассандры». Он подразумевает не такую уж редкую в наши дни ситуацию, когда политические элиты и широкие слои общества игнорируют негативные прогнозы для страны, которая полным ходом идет к политической и экономической катастрофе. Потому что одни видят в этом сценарии свою выгоду, а другим застит глаза пропаганда, которая представляет рифы райскими пляжами.
Новейшая история Украины служит примером такой исторической коллизии, убедительно доказывая, что в предвидении будущего нет никакой мистики. Просто бывает так, что сочетание совершенно материальных факторов делает очевидными ближайшие перспективы страны, и не оставляет серьезных возможностей для осуществления альтернативных сценариев. На дороге в ад нет развилок. То, что произошло во время Евромайдана и по его итогам, не стало трагической неожиданностью и результатом рокового стечения обстоятельств — это был закономерный этап постсоветского вектора развития страны. Украинцам давно рассказывали о том, к чему обречено прийти разоренное приватизацией государство с коррумпированной и непопулярной властью. Где, в условиях социального кризиса, благодаря маргинализации левых сил, массово распространялись националистические мифы и фобии — вместе с религиозной верой в «правильный» европейский капитализм. А оппозиция открыто готовилась использовать эти идеологемы для уличной борьбы — при деятельной поддержке олигархата и могущественных внешних сил.
«Мы неоднократно предупреждали об этом задолго до начала событий — особенно, после парламентских выборов 2012 года, когда стало вполне очевидно, что этот процесс необратим. Правда, поначалу мы ожидали, что все случится несколько позже — на президентских выборах. Однако относительно последствий переворота не было никаких сомнений. Было заведомо понятно, что если Янукович вынужден проводить свою антисоциальную политику с оглядкой на международное общественное мнение, влиятельную оппозицию и угрозу массовых протестов, смертельно опасных для его слабого и гнилого режима, то у правых и либералов будут развязаны руки. В том смысле, что США и Евросоюз заведомо дадут им карт-бланш на самые жесткие антисоциальные реформы и зачистку недовольных, а буржуазная демократия, которой выгодно отличалась постсоветская Украина, сразу закончится. И все это изначально несло в себе реальную перспективу войны», — рассказывал я об этом в своем интервью.
Последствия этого реализованного жизнью сценария и вовсе не оставляли Украине каких-либо вариантов развития событий. Ее дальнейшая судьба стала более предсказуемой, чем развязка популярного сериала. «Украину ждет нечто гораздо худшее, чем ремейк социального кризиса девяностых, который смягчила еще функционировавшая по инерции прежних лет советская «социалка» — да и сама страна не была наводнена тогда множеством вооруженных людей, почувствовавших вседозволенность насилия и вкус чужой крови. Вообще, нужно понимать: речь идет не о кризисе, в который уже давно погружена Украина — а о вполне реальной перспективе долгосрочной и полномасштабной социальной катастрофы, которая станет логическим и неизбежным следствием «евромайдана». Благодаря системному характеру неолиберальных реформ, они ударят по жителям страны буквально со всех сторон», — писали мы в 2014 году, подробно обрисовывая контуры того, что стало сейчас обыденной реальностью: повышение тарифов, инфляцию, деиндустриализацию, рост криминала и трудовой миграции, коммерциализацию образования и медицины, депопуляцию и рост социального расслоения в обществе.
Было ясно, что страну ждет война с исторической памятью, преследования оппозиции и цензура, а многие догадывались, во что превратит украинскую политику избранный на волне патриотической истерии «парламент войны». И даже в те, полные эйфории дни, когда в украинский Кабмин на руках вносили иностранных министров, можно было не сомневаться, что наши политики предадут их в будущем торжественной анафеме: «придет день, и они еще попытаются обвинить в результатах реформ призванных на царствие «варягов» неолиберализма, которые к тому времени благополучно вернутся к себе на родину из разоренной до основания Украины».
Сейчас, когда эти прогнозы стали реальностью, о предсказанной в них катастрофе вслух рассуждают ведущие украинские эксперты — причем, в той же риторике, которую всегда использовали критики действующей власти. Так, бывший министр экономики Украины Виктор Суслов категорично отказывает Украине в будущих перспективах.
«В результате реформ по рецептам МВФ пройдет деиндустриализация страны, углубится социальное и имущественное расслоение в украинском обществе, основная масса народа окажется за чертой бедности. Большая часть людей утратит доступ к таким социальным благам, как качественное образование и здравоохранение, справедливое пенсионное обеспечение. В этом смысле пройдет окончательная «декоммунизация»… Экономический кризис будет продолжаться в формах кризиса инфраструктуры, кризиса внешней торговли, валютного кризиса, банковского кризиса, бюджетного и финансового кризиса, роста безработицы, увеличения эмиграции за границу экономически активного населения… В целом Украина попала в ситуацию, когда пришло время платить по счетам. По итогам политики, которая проводится после Майдана, Украина вошла в число беднейших стран мира, с самыми низкими в Европе зарплатами и пенсиями. В этих условиях какой-то перспективы у Украины как у государства нет», — рассказывает он журналистам.
Этим же «языком врага» заговорил сегодня и сайт «Экономическая правда». Опубликованная на нем статья с говорящим названием «Глобальные экономические тренды и Украина без будущего», констатирует: «Украина несовместима с будущим по всем направлениям. Сырье больше не позволит стране держаться на плаву, инвестиции для развития не придут, а собственных средств уже не будет. Все активные и умные люди уедут за границу. Они не будут ждать «улучшения» еще десяти лет, освободится место для беженцев. Остатки коренного населения окончательно деградируют, изношенные жилье и инфраструктура разрушатся, преступность вырастет, продолжительность жизни упадет. Страна или будет разделена другими государствами, или попадет под полное внешнее управление. Экономически лишнее население будет постепенно утилизировано».
Читая эти жутковатые выводы, важно иметь в виду, что их публикует не «прокремлевский» ресурс, а дочерний проект издания «Украинская правда» — мозгового центра украинских реформ, который дал нашей стране плеяду вечно молодых и перспективных политиков, в лице Сергея Лещенко, Мустафы Найема и Светланы Залищук. Причем, в статье не только констатируют катастрофический кризис, к которому привела осуществленная по либеральным лекалам политика, но и дают первые намеки на то, каким образом будет расплачиваться за ее последствия наша страна:
«Такого будущего можно избежать, но на этот раз радикальные изменения уже не метафора: автономные «города-хартии», переселение людей в места компактного проживания, вывод по содержанию части инфраструктуры, залог жилья людей в обмен на реконструкцию, свободные экономические зоны с иностранными юрисдикциями, внешнее управления ключевыми функциями государства, введение налога с оборота и запрет наличных, тотальная прозрачность всех процессов, замена назначений системой жеребьёвки, введение многоуровневого гражданства и коэффициентов веса избирательно голоса, передачи природных ресурсов в управление международным корпорациям, продажа долей государственных активов иностранным гигантам. На этот раз малой кровью украинцы уже не выберутся из ловушки», — подводит итоги автор материала об оставшейся без будущего Украине.
Удивительно, но многие до сих пор не осознают, до какой степени реальны эти прогнозы — точно так же, как во время Евромайдана множество украинцев снисходительно посмеивались над предостережениями о войне, развале экономики и нацификации власти. Между тем, либеральный эксперт перечисляет достаточно обыденные сегодня вещи. Внешнее управление страной давно осуществляется в Украине в самом откровенном, и даже непристойном для суверенного государства уровне. Передача земли, леса и недр в пользование иностранным инвесторам официально объявлена приоритетом государственной политики. Ремонт и содержание инфраструктуры де-факто сбрасываются с государственных плеч, вместе с заботой о медицине, образовании, пенсиях и «социалке».
«Многоуровневое гражданство», которое позволяет власти исключить из политической жизни миллионы жителей страны, успешно реализовано в политической системе европейской Прибалтики, да и в Украине — где не допустили к голосованию на выборах большую часть беженцев из Донбасса. На днях в телестудии президентского телеканала публично обсуждали предложения депортировать или поразить в правах нелояльных в идеологическом смысле граждан. Из среды лучших представителей нации то и дело звучат требования ввести имущественный ценз, чтобы спасти страну от голосующих за продуктовый паек «совков». А переселение таких людей в криминальные гетто — подальше от охраняемых автономных кондоминиумов элиты — реализуется на практике во всех уголках планеты.
Ну а прозрачный намек на то, что украинцы не выйдут из этой ситуации «малой кровью», вполне может свидетельствовать о том, что «реанимационный пакет реформ» будет претворяться в жизнь на фоне эскалации боевых действий, которые оправдают и спишут любые меры. «Тот государственный строй, который мы имеем сегодня, не в состоянии вывести нашу страну из того глубочайшего кризиса, в котором мы оказались. Я сторонник более жестких мер — диктатуры», — заявил в прошлом месяце замминистра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука.
Наше будущее всегда рождается в настоящем. Нужно только увидеть, как постепенно накапливаются его признаки — чтобы однажды полностью изменить общество в результате качественного скачка — которым и явился Евромайдан. Сейчас важно вовремя рассмотреть контуры нового мира, который готовят для украинцев хозяева нашей жизни. Хотя этого далеко недостаточно для того, чтобы предотвратить очередной виток катастрофы. Остановить ее может только материальная сила идеи, которая бросит вызов тотальному господству неолиберализма. Если она сможет овладеть массами украинцев.
А пока нам показали спойлер к хоррору «Украина»: ужасный конец в формате ужаса без конца. Не говорите, что вас никто не предупреждал.