Власть изначально сделала все, чтобы не допустить массовых акций и митингов в память погибших на Куликовом поле. С этой целью были применены ряд мер: от обысков, задержаний до провокаций националистических группировок, искусственного затягивания пропуска граждан к площади перед Домом профсоюзов или задерживание одесситов под предлогом «минирования» территории.
Еще 30 апреля на улицах города были замечены броневики БРДМ и микроавтобусы с вооруженными спецназовцами, что было воспринято одесситами как запугивание и демонстрация силы со стороны властей. Нагнетание атмосферы страха было рассчитано на то, чтобы как можно меньше горожан вышли на улицы в этот траурный день. С самого утра представители местных силовых органов устроили беспредел, попытавшись помешать родственникам погибших и ряду активистов присутствовать на поминальной акции.
Демонстрация силы
Так, сотрудники СБУ провели обыски у «антимайдановцев» Виктории Мачулко, Мориса Ибрагима и Наталии Дементьевой. Официальным предлогом послужило расследование по делу 2 мая. Их отпустили только во второй половине дня. Кроме того, на допрос вызвали двух депутатов Одесского облсовета от «Оппозиционного блока» Виктора Баранского и Виталия Саутенкова, которые также намеревались посетить Куликово поле, а полиция несколько часов продержала в одном из райотделов родственников погибших, однако им все же удалось попасть на траурный митинг. СБУ также отчиталась об аресте группы местных жителей, якобы планировавших теракты и диверсии.
Одесситы массово шли возлагать цветы к Дому профсоюзов. В течение дня там побывало более 10 тысяч человек. Куликово поле было оцеплено полицией и Нацгвардией, а людей пропускали только через рамки металлоискателей, установленные в одном месте. Вследствие этого перед «пунктом пропуска», скопились огромные очереди, ведь пускали людей очень дозировано, небольшими группами. При этом изымали даже бутылки с простой водой, а на возмущение одесситов отвечали, что площадь переполнена и нужно подождать, пока освободится место.
«В этом году Дом профсоюзов охраняли от одесситов немного по-другому. Раньше было две цепочки оцепления из Нацгвардии и «азовцев». В этом году солдатам и полиции оружие не доверили, а цепочек сделали три…,сжав доступное для одесситов место до маленького пятачка. В общем, всем своим видом МВД и ВСУ старались показать, что им обидно за поведение нормальных людей», — делится впечатлениями один из митингующих.
Дважды в течение дня — в 12:45 и в 16:30 Куликово поле «зачищалось» под предлогом «минирования» — в МВД поступали анонимные звонки с подобной информацией. Тактика ложных «минирований» неоднократно применялась, дабы пресекать акции «антимайдановцев». К примеру, в прошлом году под этим предлогом на площадь перед Домом профсоюзов не пустили никого. В этот раз памятный митинг, назначенный на 14:00, все же состоялся. В нем приняли участие 2000-3000 человек.
«Как только в том или ином месте толпы начинал говорить оратор, полицейские сразу, не выясняя смысла сказанного, уводили его к выходу. На этот произвол, а также на другие притеснения власти, жаловались пенсионеры, которые общались в стороне с представителями ОБСЕ, обступив их плотным кольцом. Фактор их присутствия сказывался — нескольких националистов также вывели с поля. Тем не менее, то в одном, то в другом месте площади кто-то начинал скандировать «Не забудем, не простим!» или «Одесса — город-герой!». И эти лозунги под аплодисменты живо подхватывало всё Куликово поле», — написал в своем блоге участник митинга лидер «Союза анархистов Украины Вячеслав Азаров.
Несколько десятков сторонников «ВО Свободы», «С-14» перед входом на Куликово поле выкрикивали лозунги о необходимости убивать русских, их также пустили к месту проведения митинга. Периодически возникали словесные перепалки, но этим дело и ограничилось. Бывший лидер местного «Правого сектора» Сергей Стерненко попытался снимать митингующих на видео, задавая вопрос о принадлежности Крыма. Это вызвало возмущение людей, которые начали выталкивать радикала с площади, в итоге его оттуда вывели правоохранители.
Некоторые участники акции развернули баннер «Импичмент Порошенко», пытаясь показать, что президент Украины Петр Порошенко несет ответственность за отсутствие результатов расследования трагедии и «покрывает убийц». Это встретило яростное сопротивление полицейских, задержавших лиц, которые его развернули. Позже были задержаны несколько человек, которые не захотели выполнять требование правоохранителей покинуть площадь для проверки на предмет «минирования». Но в целом уже вечером обстановка была более-менее спокойной и все желающие смогли отдать дань памяти погибшим одесситам.
Траурный митинг имел место также и в районе Греческой площади, где сторонники Майдана поминали погибших со своей стороны. Собрание было не столь массовым, как у «куликовцев» — в нем участвовали не более двух сотен человек. Лица значительной части «майдановцев» были закрыты масками — балаклавами.
По подсчетам одесской полиции Куликово поле посетили 1500 человек — намного меньше цифры, озвученной активистами. Одесса показала, что эта скорбная дата навсегда в ее памяти, чему свидетельство массы людей перед Домом профсоюзов.