Как ОУН решала «еврейский вопрос» - 27.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как ОУН решала «еврейский вопрос»

© РИА Новости . Стрингер / Перейти в фотобанкМероприятия приуроченные к годовщине образования УПА на Украине
Мероприятия приуроченные к годовщине образования УПА на Украине
Читать в
ДзенTelegram
Книга российского историка Александра Дюкова предупреждает, к чему может привести реализация программы украинских националистов

Новая книга известного российского историка, директора фонда «Историческая память» Александра Дюкова — «Ликвидация «враждебного элемента»: националистический террор и советские репрессии в Восточной Европе. Избранные исследования», — к сожалению, не появится сейчас в книжных магазинах Украины. И не только потому, что  Верховная Рада Украины наложила полный запрет на ввоз изданной в России книгопродукции, вне зависимости от содержания напечатанных в «государстве-агрессоре» книг — вплоть до детской литературы, фантастики, комиксов и сборников кулинарных рецептов.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Фильм «Волынь» получил польский «Оскар»

Историческое исследование Дюкова открывает работа  «Второстепенный враг»: ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса», посвященная одной из самых табуированных тем современной украинской историографии. Не секрет, что украинский исторический официоз в принципе отрицает или замалчивает участие украинских националистов в нацистском геноциде восточноевропейского еврейства. Хотя этот кровавый след тянется за ОУН(б) начиная с Львовского погрома 30 июня 1941 года, на фоне которого был обнародован «Акт провозглашения Украинского Государства», где Ярослав Стецько открыто задекларировал ее программное кредо: «создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации». Со всеми вытекающими отсюда последствиями для еврейского населения Украины.

Очевидно, что любая попытка объективно рассказать об антиеврейских идеологических установках бандеровской и мельниковской ОУН — тем более, предпринятая российским историком — априори выглядит провокацией в глазах киевских политиков и пропагандистов от исторической науки, которые привыкли бороться с альтернативными историческими концепциями с помощью дубинки административных и уголовных дел. Так что формальный запрет этой книги, скорее всего, станет делом довольно непродолжительного времени.

Между тем, книгу Александр Дюкова можно рекомендовать в качестве достаточно редкого на сегодня примера объективного подхода к изучению трагических событий, которые происходили в конце 30-х — начале 50-х годов на территории восточноевропейских стран. И националистический террор — в первую очередь, антиеврейские акции националистов — и тема советских репрессий, рассмотрены в его работах без уклона в идеологическую ангажированность. Рассказывая о том, как относились к евреям идейные теоретики и политические руководители Организации украинских националистов, автор использует весь спектр источников, включая работы руководителя Института национальной памяти Украины Владимира Вятровича, которые неоднократно становились объектом жесткой и обоснованной критики ведущих европейских, американских и канадских историков.

Книга Дюкова показывает, как влияли на трансформацию этой позиции внешние конъюнктурные факторы. В начале войны в ОУН(б) практически полностью разделяли нацистский курс на «окончательное решение еврейского вопроса» — что, в общем, и нашло свое практическое выражение в серии погромов, прокатившихся в 1941 году по всей территории Западной Украины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Геноцид поляков: как готовили его украинские националисты

Опубликованная в те дни инструкция «Борьба и деятельность ОУН во время войны» однозначно относила евреев к категории «враждебных украинцам народов», подлежащим изоляции, уничтожению или депортации наряду с русскими и поляками. «Жидов изолировать, убрать из правительственных учреждений, чтобы избежать саботажа… Если бы была непреодолимая необходимость оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить над ним нашего милиционера и ликвидировать за малейшую провинность. Руководителями отдельных областей жизни могут быть лишь украинцы, а не чужестранцы-враги. Ассимиляция жидов исключается»,  - инструктирует националистов этот циркуляр руководства ОУН.

Впоследствии, после перелома на фронтах Второй мировой войны, когда лидеры ОУН(б) осознали перспективу полного военного поражения нацистской Германии, и приняли решение переориентироваться на сотрудничество с Великобританией и США, они существенно снизили градус антиеврейской риторики в своих пропагандистских воззваниях и идеологических документов. Александр Дюков показывает, что эта трансформация была вызвана исключительно соображениями текущей политической целесообразности. И это можно сравнить с лукавой позицией нынешних украинских ультраправых, которые, ни на минуту не отказываясь от своих традиционных юдофобских концепций, стараются отодвинуть их на задний план, чтобы они не слишком бросались в глаза в США и Европе. Хотя это плохо сочетается с систематическими осквернениями еврейских кладбищ, нападениями на синагоги, избиениями представителей еврейской общины и разжигающими ненависть призывами «сбросить гнет вальцманов», которые постоянно звучат в риторике представителей различных националистических групп.

Конечно, книга Александра Дюкова не ограничивается украинской темой. Она содержательно рассказывает  о репрессиях и националистическом терроре на территории Прибалтики, Белоруссии и России. Важно отметить, что автор не делает никаких скидок для русских националистов, препарируя миф о «Локотской республике», который набирает сейчас популярность в ультраправых кругах России, где мечтают повторить политические успехи собратьев из «Азова».

Можно лишь сожалеть о том, что большинство современных украинских историков не могут позволить себе сегодня даже подобие такой объективности. Несмотря на то, что описанные в книге практики националистического террора уже отразились в нашем настоящем — что придает ей особую, трагическую актуальность.

«Когда в начале 2008 года я работал над книгой о проводившихся Организацией украинских националистов еврейских погромах, то не мог даже предположить, что через какие-то шесть лет публичные избиения, унижения и издевательства над «чужими» станут повседневностью на «демократизирующейся» Украине. Когда в 2011-2013 годах мы с коллегами ездили по российско-белорусскому пограничью, записывая воспоминания последних живых свидетелей нацистских карательных операций — могли ли мы предположить, что через несколько лет будем собирать на Донбассе аналогичные свидетельства жертв преступлений украинских силовиков? Однако именно это и произошло. У некоторых историков получается запереться в уютной башне из слоновой кости и заниматься исследованиями без оглядки на злобу дня; однако тем, кто изучает сюжеты, связанные с преследованиями «враждебных элементов», подобное не грозит. И все же собранные под этой обложкой работы — не о настоящем, а о прошлом. Том самом прошлом, которое следует изучать для того, чтобы оно не повторилось», — пишет в предисловии к своей книге Александр Дюков.

Увы, печальный опыт украинских событий показывает, что это прошлое уже во многом стало нашей реальностью.  

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала