В шаге от низложения
Нынешняя неделя началась для украинских властей достаточно напряженно. После того, как 13 марта штаб блокады Донбасса сообщил о разгоне силами СБУ и полицейского спецназа «КОРД» одного из блокпостов радикалов на станции Кривой Торец, в ряде областей начались народный волнения.
Традиционно радикалы попытались вывести людей на Майдан. Люди вышли, однако не столько много, как этого бы хотелось бы. Протестующие попытались было пройти в правительственный квартал — к Администрации Президента. Однако путь им преградили силы полиции.
В регионах радикалы были успешнее. Они захватили Ровенскую, Ивано-Франковскую и Волынскую областные государственные администрации. Позже здания освободили. Однако тот факт, что в 2017 году повторяются события января-начала февраля 2014 года, не мог не встревожить власть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Хвост виляет собакой: радикалы поставили Порошенко на колени
Протестующие заявили о своем требовании уволить начальника Главного управления Национальной полиции в Донецкой области Вячеслава Аброськина, которого незадолго до этого повысили до замглавы Национальной полиции Украины. Более того, радикалы заявили, что организованная ими блокада должна быть поддержана на законодательном уровне.
Разгон блокады вызвал негодование не только радикалов, но и полицейских. Ведь во время разгона им пришлось столкнуться с народным депутатом Владимиром Парасюком, известным своим одиозным поведением.
15 марта силовики и бывшие АТОшники ворвались в зал заседаний Верховной Рады и заблокировали трибуну, с которой рассказали о том, как возмущены действиями Парасюка и ему подобных. Блокада трибуны в Раде не вызывает удивления. Но лишь в том случае, когда этим занимаются депутаты.
Теперь же в зал ворвались военные и полицейские, чем ошеломили парламентариев.
«Как только органы правопорядка получают право или возможность самовольно входить на территорию парламента, можно говорить, что демократия перестанет существовать. Я расценила как захват парламентского зала и трибуны ситуацию, когда в сессионный зал вошли люди в камуфляжной форме и направились к трибуне. И я вынуждена была закрыть пленарное заседание сегодня», — заявила после захваты трибуны вице-спикер Оксана Сыроед.
Несмотря на то, что выступление военных было направлено против радикалов, на деле оно способствовало достижению целей, которые перед собой поставили участники и организаторы блокады. В тот же день, 15 марта после заседания СНБО Украина ввела теперь уже на государственном уровне блокаду Донбасса.
«Вдруг в сессионом зале Верховной Рады появились люди в форме. Я думаю, президенту дали понять, что через минут 20-30, если он не согласится на блокаду, люди в форме появятся в Администрации Президента», — заявил в комментарии Ukraina.ru политолог Константин Бондаренко.
По его словам, за акциями неповиновения по всей Украине могли стоять секретарь СНБО Александр Турчинов и глава МВД Арсен Аваков.
В итоге, «партия войны» принудила Порошенко, который оказался в шаге от низложения, к блокаде Донбасса.
Государственная блокада Донбасса
15 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о введении в отношении Донбасса транспортной блокады.
«Все грузовые перевозки к линии разграничения перекрыты. Всем патриотам, которые хотят помочь в этом деле, предлагаю подписывать контракт — пополняйте ряды Вооруженных сил или НГУ», — заявил секретарь СНБО Турчинов.
Началась блокада в 13.00 по киевскому времени (14.00 по Москве). В полиции и Нацгвардии заявили о готовности обеспечить выполнение решения СНБО о запрете транспортного сообщения с Донбассом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко от свержения отделяло полчаса
Такое решение вызвало ожесточенную критику как на Украине, так и за ее пределами. Народный депутат Мустафа Найем, которого сложно заподозрить в симпатиях к ЛДНР, заявил, что подобным решением Порошенко отрезает от Украины Донбасс.
«Сначала они называют блокадников рукой Кремля, потом принимают решение разогнать их силой, бросают в политические жернова полицию и силовые структуры, а затем — когда ситуация приобретает очертания маразма — решают, что вообще-то блокада — это хорошо, но только, если по решению СНБО», — подчеркнул Найем.
В свою очередь, украинские политологи указали, что таким образом Порошенко «прогнулся» под радикалов.
«Это был единственный выход для власти. Она выбирала между блокадой и третьим Майданом. Оба варианта плохие, но третий Майдан — более угрожающий, опасный. Блокаду радикалов не удалось победить, поэтому ее пришлось возглавить, чтобы выиграть правый электорат, борьбу за умы тех людей, которые сегодня определяют украинскую политику, которые могут выйти на улицы, захватить администрации и тому подобное. Главная задача власти сегодня — избежать третьего Майдана», — рассказал в комментарии Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.
Да и западные партнеры Украины выразили свое недоумение. Представитель Госдепа США Марк Тонер выразил свое недоумение произошедшим. А участники «нормандской четверки» — Франция и Германия — были еще более жесткими в своих условиях.
«Мы обеспокоены сегодняшним решением СНБО. Это решение не способствует деэскалации, а, наоборот, провоцирует тенденции к отделению в Донбассе», — подчеркнул официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер.
А в МИД Франции указали, что Украине следует прекратить инициированную решением СНБО блокаду.
«Франция крайне обеспокоена принятым 15 марта решением правительства Украины о введении временной транспортной блокады на востоке страны. Мы призываем украинские власти сделать все возможное для снятия блокады железнодорожных путей в районе линии соприкосновения», — заявили в МИД Франции.
Да и сами власти Украины указывают на ущерб от блокады. Так, по словам главы украинского Минфина Александра Данилюка, ущерб от блокады эквивалентен 2% ВВП. А экономист Александр Охрименко и уверен, что в 2,5 раза больше — 5% ВВП.
Да и с радикалами это проблемы не решит: стагнирующая экономика рано или поздно подстегнет людей к выходу на улицу, где их и перехватят националистические партии.
Он свободен
16 марта из ворот Лукьяновского СИЗО навстречу журналистам вышел отстраненный главный налоговик Украины Роман Насиров. Его освободили после внесения залога в 100 млн грн. Теперь он будет ходить с электронным браслетом и обязан по первому же требованию прибыть к детективу, прокурору или следственному судье. Да и украинские паспорта ему нужно сдать.
«Нет никакой за мной вины. Все обвинения бездоказательны. Я это докажу в суде. Я никуда не собирался убегать и уезжать, так никуда и не собираюсь сейчас. Я буду здесь, буду находиться фактически дома, готовить полноценную защиту», — заявил Насиров журналистам на выходе из СИЗО.
Отстраненный налоговик ранее утверждал, что на назначенный судом залог в 100 млн грн. у него нет денег. И действительно, судя по декларации, у него лишь $1 млн 160 тыс., €450 тыс. и 4 млн 350 тыс. грн. наличными, а на его счету в «Банке Богуслав» лежат 1,677 млн грн. Супруга Насирова — Елена Глимбовская имеет $320 тыс., €240 тыс. и 3,1 млн грн. наличными. На ее банковских счетах лишь 2,884 млн грн.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Утомленные Насировым: о чем свидетельствует арест и освобождение главного налоговика
Однако тут на помощь Насирову пришел тесть — застройщик Александр Глимбовский, который, если верить экс-журналисту и депутату Мустафе Найему, успел хорошо заработать на подрядах для Евро-2012. Найем, наряду с другими депутатами-журналистами и частью СМИ Украины не был обрадован выходу Насирова на свободу.
«Существует кучка крикливых политиканов, бывших журналистов, которые время от времени организуют всякие акции. В данной ситуации нужно рассматривать осуждение Насирова как их желание посадить его. Однако закон определяет, что если будет внесен залог, то человека можно отпустить. Поскольку тесть его человек небедный и является одним из застройщиков, найти эти деньги не составило труда», — отмечал политолог Константин Бондаренко в комментарии Ukraina.ru.
Он уверен, что Насирова пытались использовать для дискредитации президента Украины Петра Порошенко, с которым и связывали отстраненного главу ГФС.
А политолог Руслан Бортник отмечает, что причиной преследования Насирова могло быть его «хлебное место».
«Целью атаки на Насирова было кресло главы ГФС, которое по своему ресурсному наполнению и важности входит в топ-5 министерств. Из кресла его удалось выбить. Вместе с тем, никто наказывать Насирова не собирался, потому что дело очень слабое», — отмечал эксперт в комментарии Ukraina.ru.
При этом, полностью уничтожать Насирова никто не собирался. Как считают эксперты, и как заявляли сокамерники Насирова, отстраненный глава ГФС слишком много знает о теневых схемах бизнеса в самых верхах украинской власти. И его разоблачения могли весьма дорого обойтись всей Украине.
В итоге — Насиров на свободе, кресло главы ГФС занято человеком премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, а население страны ощущает потерянность: борьба с коррупцией, о которой так долго твердили власти, оказалась полностью проваленной.