Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов сообщил о начале официальной блокады Донбасса. Он объявил о полной остановке грузового сообщения с ЛНР и ДНР с 13:00 15 марта.
«Все грузовые перевозки к линии разграничения перекрыты. Всем патриотам, которые хотят помочь в этом деле, предлагаю подписывать контракт — пополняйте ряды Вооруженных сил или НГУ», — написал Турчинов на своей странице в Facebook.
Руководство полиции и Нацгвардии заявило о готовности обеспечить выполнения решения СНБО. Очевидно, что теперь грузовые потоки между ДНР и ЛНР, если такие вопреки всем запретам все же будут, возьмет под контроль глава МВД Арсен Аваков. Именно ему подчиняются и нацгвардейцы, и полицейские.
Грузы будут
То, что грузы будут, практически не вызывает сомнений. Первый принцип украинских властей — «если нельзя, но очень хочется, то можно». Это подтверждает хотя бы тот факт, что вопреки всем запретам на торговлю военной продукцией с РФ, Украина покупает в России двигатели для бронетехники.
«Украина покупает российские двигатели для БТР через страны-посредники и по завышенным ценам», — сообщает экс-министр юстиции Елена Лукаш.
Она также отмечает, что объемы украино-российской торговли составляют миллиарды долларов, в том числе в таких стратегических направлениях, как энергетика и машиностроение — Украина закупает в РФ нефть, уголь, бензин и дизтопливо, а также ядерные реакторы и ядерное топливо, котлы и т.д. Все это на фоне «непримиримой войны с агрессором», как называют Россию украинские власти.
Эта негласная торговля продолжалась бы еще долго, если бы не вмешались украинские радикалы и не вынудили власть идти на уступки.
Предвестники беды
Кульминация противостояния режима и «патриотов» наступила 14 марта. За день до этого полицейские отобрали оружие на блокпосту блокады в Кривом Торце Харьковской области, более сорока радикалов были задержаны.
Организаторы блокады ответили незамедлительно. Были запущены массовые протесты в западных областях Украины. В Ивано-Франковской, Львовской и Волынской областях были захвачены здания Областных государственных администраций. Запахло третьим Майданом — аналогичные захваты в тех же регионах проходили в 2014 году. При этом уровень недовольства в обществе сейчас гораздо выше, чем тремя годами ранее, а рейтинг власти намного ниже.
Последней каплей стало столкновение нардепа Парасюка с полицией. Его кортеж, следовавший на один из блокпостов, правоохранители так и не смогли остановить. Парасюк не дал полицейским провести досмотр автомобилей — вполне вероятно, что он вез оружие на один из блокпостов.
Представители власти дружно осудили действия Парасюка. Порошенко даже назвал его «депутатом среднего рода» и заявил, что в европейской стране полиция не стала бы с ним миндальничать. Однако действия режима разительно контрастировали со словами — требования Парасюка и его соратников были выполнены, официальная блокада введена.
Украинское «дзюдо»
«Не сумел опередить — возглавь!» Этот основополагающий принцип любой власти сформулировал еще во времена СССР известный сатирик Михаил Жванецкий. Именно это сейчас пытаются провернуть власти. Тем временем радикалы набирают силу и ставят перед фактом самого президента. Они получают финансирование, растут численно, становятся более организованными. Уже сейчас украинские силовые структуры показывают, что неспособны справиться с ними.
Ситуация напоминает время Майдана, когда Виктор Янукович, не решившийся на силовой разгон Майдана, вынужден был бежать из страны. Аналогичная судьба может ждать и Порошенко, с той лишь поправкой, что на руках у населения сейчас гораздо больше оружия, а ценность человеческой жизни в обществе неуклонно уменьшается.