Один на один с болезнью
Сегодня в Киеве прошла пресс-конференция «Лечить нельзя умирать. Будет ли Украина лечить онкобольных детей?», посвященная Всемирному дню онкобольного ребенка, который 15 февраля отмечают во всем мире. После пресс-конференции родители и дети отправились к стенам Министерства здравоохранения и Верховной Рады, чтобы передать коллективное обращение о защите и развитии медпомощи детям с онкогематологическими заболеваниями в стране.
Кроме того, благотворительный фонд «Таланты Украины» провел акцию Всеукраинский конкурс рисунков детей с онкогематологическими заболеваниями «Дети имеют право на будущее!».
Эти акции показывают, что спасение утопающих — дело их собственных рук. На сегодняшний день судьбой онкобольных озабочены только они сами или благотворительные фонды, религиозные организации, а государство остается в стороне.
Социальная политика, которую проводит руководство страны в последние годы, больше напоминает теорию естественного отбора. Развал украинского здравоохранения перманентно подкрепляется боевыми действиями на востоке Украины, которые забирают, в том числе, жизни детей и требуют постоянной подпитки из государственного бюджета.
Эта дыра в бюджете выливается в отказ от основных бесплатных медицинских программ. Совершенно очевидно, что в рамках отказа от программы государственной помощи «Онкология», которая подразумевает помощь всем группам онкобольных, маленькие пациенты также попали под удар полного безразличия украинских властей к жизни и здоровью собственного населения.
По словам министра здравоохранения Украины Ульяны Супрун, онкобольные украинцы больше не смогут рассчитывать на финансовую поддержку государства. Объясняя отказ от программы, Супрун заявила, что ее ведомство намерено концентрироваться не на лечении, а на профилактике заболеваний.
По ее словам, заболеваемость раком помогут снизить услуги семейных врачей, которые помогут распознать болезнь на ее ранней стадии или убедить клиента пройти профилактический осмотр. Здесь от пытливого глаза общественности скрываются две проблемы. Во-первых, Супрун забыла упомянуть, что эти услуги планируются сделать платными. Во-вторых, эти семейные врачи работают сейчас далеко не в каждом населенном пункте, да и в принципе не смогут эффективно справиться с диагностикой такой тяжелой и разнообразной по своим проявлениям болезни.
В сентябре Министерство здравоохранения оправдывалось за задержки вакцин для онкобольных детей, причиной которых явился бизнес-конфликт двух коммерческих фирм.
В течение 90 дней лекарства для онкобольных детей, закупленные через Королевское агентство Великобритании Crown Agents, лежали на складе временного хранения в зоне деятельности Киевской таможни Государственной фискальной службы. Доставка указанных лекарств онкобольным детям задерживается из-за отказа поставщика — ООО "Людмила Фарм" осуществить все необходимые таможенные процедуры.
Врач высшей категории, телеведущий Евгений Комаровский рассказал журналистам, что онкобольные дети гибнут в Украине из-за произвола чиновников:
«Кратко эта история выглядит так: в Украину ехали лекарства для онкобольных детей. На таможне лекарства тормознули (отчего/почему — никто толком не объясняет: не хватало то ли бумаг, то ли законов). Лекарства стояли на таможне более 90 дней. Дети болели и умирали, самые разнообразные «фуфломицины» десятками тонн пересекали границу, но лекарства для онкобольных детей ждали своего часа», — заявлял он.
В украинском обществе Минздрав уже окрестили Министерством смерти.
Суровая статистика. Больным отмеряли три месяца
В начале января несколько областных онкодиспансеров получили годовой запас медикаментов, закупленных по госпрограмме, со сроком годности всего на 3 месяца. При этом согласно нормативно-директивным документам и подзаконным актам Украины, а также по всем международным правилам, лекарственные препараты со сроком годности менее полугода вообще не могут завозиться на территорию Украины.
Ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко сообщил, что не все так просто даже с уже закупленными и поставленными по госпрограмме «Онкология» препаратами.
«На данный момент поступили медикаменты, которые были закуплены по программе онкологии 2015-го года деньгами того же года. Пришли они в 2017 году, но проблема заключается в том, что срок годности их — до апреля 2017 года, то есть всего три месяца, но потребность в медикаментах закрыли на весь год. Коллеги говорят, что они по этому поводу с официальными письмами обратились в областные департаменты здравоохранения, чтобы им предоставили разъяснения. В свою очередь, департаменты на эти письма не отвечают, потому что не знают, что сказать, и в Минздрав обращаться тоже боятся. Я просил коллег, чтобы они мне передали копии документов, но, к сожалению, люди находятся под таким административным давлением, что они боятся это делать", — заявил он.
Как показывает практика, онкологическая патология у детей имеет существенные отличия от таковой у взрослых и значительно легче поддается лечению. Ежегодно на Украине фиксируют 11-12 случаев на 100 тыс. населения детского возраста (до 18 лет), что составляет около 1000 онкобольных детей в год. Злокачественные новообразования детского возраста занимают 7 место в структуре детской инвалидности. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает 5 место в Европе. По расчетам специалистов, до 2020 года количество впервые заболевших раком на Украине превысит 200 тысяч человек.
Эксперты признают, что многие виды рака сегодня излечимы, однако успешность лечения зависит от того, сколько средств выделяется на лечение местными органами здравоохранения.
В таких экономически развитых странах, как Швеция, Финляндия, Дания, уровень заболеваемости злокачественными новообразованиями в полтора раза выше, чем на Украине. Однако при этом уровень смертности там в полтора раза ниже, чем на Украине — за счет ранней диагностики и успешного лечения. На Украине же вопрос финансирования медицины встал остро как никогда.
Где лекарства?
Как утверждают эксперты, все дело в том, что Минздрав взял программу на уничтожение бесплатной медицины. А в условиях массового обнищания населения, неподъемных платежек, требований МВФ по повышению пенсионного возраста, сокращения рабочих мест можно поставить знак равенства между платной медициной и вымиранием населения.
Большое количество лекарств, которые не имеют регистрации, родители и волонтеры должны закупать за границей и ввозить на Украину почти нелегально.
Проблема в том, что система регистрации лекарств не прозрачна и коррумпирована. В этих условиях иностранные производители не заинтересованы проходить процедуру регистрации, цена которой составляет около 24 тысяч евро.
Несколько лет назад редакция программы «Гроші» сделала запрос в Минздрав, чтобы узнать, как главные врачи страны решают проблему нехватки качественных лекарств. Неделю запрос пересылали из одного департамента в другой, ответа журналисты так и не получили.
Тем временем на сайте онкологического портала Украины ежедневно появляются новости о том, что лечение онкологических заболеваний стало еще проще и доступней, только выглядит это достаточно смехотворно и одновременно печально на фоне увеличивающихся случаев смертности от рака по статистике. По данным Министерства здравоохранения, количество онкобольных на Украине уже приближается к 1 млн.
В данном случае решение Минздрава лишить профильные лечебные заведения государственной поддержки можно охарактеризовать как, мягко говоря, недальновидное, и грубо говоря, направленное на массовое уничтожения населения Украины.
Состояние медицины в стране — это тест на благосостояние государства в целом. Последние события показали, что украинские политики, являясь временщиками и заботясь о своих шкурных интересах, не прекращают свои междоусобицы даже перед угрозой пандемии. Медицинские бунты, которые прошли в городах Винничины — Казатине, Шаргороде, в очередной раз показали, что счет идет на часы. И в этой борьбе за жизнь, люди остаются один на один со своей бедой.