Такой итог года подвели эксперты-экономисты во время круглого стола в информационном агентстве «Українські Новини».
Люди едут работать в те страны, где условия для ведения бизнеса более мягкие и привлекательные, считает Алексей Цветков, глава «Украинского социалистического движения». По его данным, в Польше в настоящее время работает около миллиона трудовых мигрантов с Украины, а в России — 1 миллион 300 тысяч.
«Если раньше украинский трудовой мигрант в среднем имел возраст 40 лет и выше, то сейчас это 20-30 летние граждане страны, становой хребет среднего класса, который мог бы здесь сформироваться», — уверен эксперт.
С 1 января 2017 года власть подготовила еще один серьезный удар по бизнесу — единый социальный взнос для второй и третьей категории предпринимателей составит 704 гривны, независимо от получения прибыли, говорит Цветков.
На его взгляд, повышение минимальной заработной платы до 3 тысяч 200 гривен — это еще один негативный фактор для экономики, который спровоцирует рост безработицы — предприниматели вынуждены будут массово увольнять сотрудников или выплачивать им «серую зарплату».
Эксперт утверждает, что власти на местах перешли к открытому наступлению на малый и средний бизнес, о чем свидетельствует война с МАФами, поджог и уничтожение рынков. Это говорит о том, что местные власти хотят нажиться на предпринимателях, которые из без того пострадали от съеживания экономики.
По мнению Алексея Цветкова, необходимо менять политику государства по отношению к частным предпринимателям, пересматривать налогообложение в сторону смягчения, но для этого нужно изменить структуру экономики. Эксперт считает, что при нынешней структуре, когда гигантский госаппарат съедает львиную долю бюджетных средств и огромная часть бюджета тратится на силовые структуры, о какой-либо поддержке малого и среднего бизнеса говорить невозможно.
«Нам нужно прекратить брать кредиты у МВФ. Мы уже сегодня загнали в долговую яму не только своих детей, но и внуков. Ведь по соглашению, подписанному Яценюком и Яресько, Украина должна будем платить налоги еще и с экономического роста. Все это ставит частный бизнес на грань банкротства и разорения», — заявил Цветков.
Не менее критическая ситуация, по его мнению, сложилась на государственных и крупных предприятиях, которые вынуждены сокращать работников, нарушая их трудовые права и не выплачивая им выходное пособие. Причем эта тревожная тенденция, заявляет Цветков, не афишируется и замалчивается в СМИ.
О том, что в будущем году Украина будет пожинать плоды не только уходящего года, предупреждает и экономический эксперт Юрий Гаврилечко.
«По данным Госстата получается фантастически интересная картина прибыльности бизнеса. Киев за 10 месяцев 2016 года имеет прибыль всех предприятий порядка 98 миллиардов гривен, а по всем другим областям нигде больше 5-7 миллиардов предприятия в сумме не получили», — приводит неутешительные цифры экономист, полагая, что они свидетельствуют о суперконцентрации деловой активности в столице, в то время, как регионы продолжают стагнировать.
«В следующем году, — прогнозирует он, — эта тенденция будет нарастать, поскольку перераспределение денег через бюджет останется прежним: 80% забирает центр, и только 20% остаются регионам, а взамен им будет передана масса государственных функций и обязанностей».
Юрий Гаврилечко согласен с тем, что на экономическом развитии Украины бременем лежит и непомерно раздутый аппарат государственных чиновников.
«С 1991 года количество чиновников увеличилось с 60 до почти 400 тысяч. Они стали потреблять больше денег, стали требовать перераспределения средств из бюджета на собственные нужды. При этом управлять государством стали хуже», — утверждает он.
По мнению эксперта, официальные цифры Госстата сегодня полностью оторваны от реальности, и эту организацию можно смело закрывать.
«Только наш Госстат умудряется показывать снижение уровня безработицы одновременно со снижением промышленного производства. Только наш Госстат сообщает, что рост доходов населения в несколько раз превышает рост ВВП», — констатирует эксперт.
Девальвация гривны за последние 3 года на 250% — это следствие украинских реформ. Так же, как и снижение доступности медицинских и образовательных услуг. Это следствие отсутствия общегосударственной стратегии, видения: что мы хотим построить?— задается вопросом он.
«С целью реформировать банковскую систему мы положили почти сотню банков, снизили доверие к банковской системе, куда теперь деньги не идут, и уже не пойдут. Последствия этого всего мы будем пожинать дальше, и не один год», — прогнозирует Юрий Гаврилечко.
Экономист называет бюджет на следующий год антисоциальным, поскольку он вновь снижает социальные доходы населения. «Казалось бы: начинаем экономить, у нас есть рецепты МВФ. Но после каждого транша МВФ у нас снижались золотовалютные резервы, девальвировала гривна, увеличивалась инфляция, шёл отток прямых иностранных инвестиций из страны, и снижалась деловая активность. Кроме того, ни одно правительство так и не отчиталось о том, куда оно потратило эти немалые деньги. Куда вложило? И почему эта крупная инвестиция принесла государству не доход, а убытки?» — спрашивает он.
По мнению эксперта, не смотря на все разговоры об отсутствии в стране реформ, они идут полным ходом, и все мы в полной мере ощущаем на себе их последствия. И задачи этих реформ полностью совпадают с тем, что мы видим.