В Киеве происходит какая-то странная полудетективная история с полковником ВСУ Иваном Безъязыковым. Украинские власти обвиняют его в сотрудничество с властями ДНР, на которое он пошел, будучи в плену у дончан.
В то же время официальные представители ДНР отвечают на это, что ни в каком плену у них этот полковник не был вообще. Никто его в Донецке не знает, а поэтому о каком-либо сотрудничестве или переходе на сторону ДНР в случае Безъязыкова речи попросту быть не может.
В плену
В плен, по словам самого Ивана Безъязыкова, он попал 16 августа 2014 года в районе села Степановка под Шахтерском. В это время там происходили ожесточенные бои между украинской армией, пытавшейся взять Шахтерск, чтобы отрезать ДНР от ЛНР и России, и ополченцами ДНР. Через город проходила «дорога жизни». В случае установления контроля над ней Донецкая республика оказалась бы в полном окружении.
Безъязыков на тот момент был начальником разведки одного из подразделений украинской армии — 8-ого армейского корпуса (ныне расформирован). Как рассказал сам полковник украинским СМИ уже после освобождения, он и еще несколько человек добровольно вызвались пойти в качестве парламентеров к казакам, чтобы договориться с ними о том, чтобы забрать с поля боя погибших. На позиции украинцы отправились с белым флагом.
Провели переговоры. Договорились. Однако на обратном пути они были задержаны кавказцами-добровольцами, воевавшими на стороне ДНР. С тех пор Безъязыков, по его словам, находился в плену.
Говорит, что сидел в Донецке, целый год провел в здании телецентра. Должен был 24 августа 2014 года в колонне пленных пройти по Донецку, но в последний момент это решение отменили.
В интервью украинскому сайту «Главред» он рассказал о том, что с ним происходило в плену. Например, вспомнил, что сидел немного с правосеком по имени Паша Гарковенко, но остальное время его держали в изолированном помещении. Иногда привлекали к работам в столовой. Через полгода плена дали возможность переговорить по телефону с женой Маргаритой и мамой. Время от времени Безъязыков мог общаться с семьей, но в мае 2015 года ополченцы больше не давали ему такой возможности. Почему, не знает.
Полковник говорит, что те, кто держал его в плену, в итоге захотели его обменять, но как он попал обратно на Украину, ни сам полковник, ни СБУ говорить не хотят. Только после его возвращения из плена в июле 2016 года было официальное сообщение, что он был освобожден в результате какой-то спецоперации, в которой приняли участие СБУ и группа по обмену пленными «Патриот».
После освобождения Безъязыкова как чуть ли не национального героя в своей резиденции на Банковой принял Петр Порошенко.
Из героев в шпионы
Однако через полгода после освобождения СБУ предъявила Безъязыкову обвинения в сотрудничестве с ДНР и с российской разведкой. Якобы свидетели видели его в российской форме и с оружием. Возбуждено уголовное дело по ст. 258 — участие в террористической группировке.
Украинский сайт «Комментарии» конкретизировал обвинения СБУ бывшему военнопленному. По показаниям свидетелей, Безъязыков получил военную форму российского образца, табельное оружие, служебное удостоверение, зарплату и авто с шофером. Полковник якобы неоднократно выезжал в Ростов-на-Дону для получения инструктажа от кадровых работников российских спецслужб. Также СБУ сообщила, что в ДНР он был известен как «Луиз», «Дядя Ваня», «Полковник», «Иван Николаевич».
В доме Безъязыкова в Житомире был произведен обыск, в ходе которого изъяли все электронные носители.
Сам Безъязыков не отрицает того, что носил форму российского образца, объясняя это тем, что его собственная форма была изорвана в клочья при попадании в плен. Поэтому ему и выдали российскую — другой у ополченцев не было. Однако он категорически отрицает сотрудничество с «сепарами».
Что касается оружия, то ему оно было выдано для инсценировки. Он под давлением должен был склонить к переходу на сторону ДНР другого пленного — майора Руслана Косинского, но тот не согласился.Так как он находился в плену, ему ничего другого не оставалось — выбора у него не было.
В начале этой недели Безъязыков был доставлен в суд, где ему должны были выбрать меру пресечения. Однако из-за того, что арестованному стало плохо (проблемы с желчным пузырем), его отправили в больницу. Но там он пробыл недолго — оттуда его снова забрали сбушники.
Жене даже пришлось вызвать полицию и написать заявление о похищении мужа.
Ведать не ведаем
На этом бы истории с «разоблачением шпиона» и закончиться, если бы не одно но — в ДНР отрицают, что полковник ВСУ Иван Безъязыков когда-либо был у них.
«Он никогда не находился в плену в Донецкой народной республике. Как он попал на территорию Украины, мы не знаем. Мы не подтверждали его в списках пленных, находящихся у нас, хотя вопрос о нем ставился в свое время в Минске. Мы ничего вообще не знаем об этом человеке», — четко и недвусмысленно ответила нам Дарья Морозова, уполномоченный по правам человека ДНР, когда редакция Ukraina.ru обратилась к ней за разъяснением.
Спикер Министерства обороны ДНР Эдуард Басурин также сказал нам, что ничего не знает об этой истории с пленом. «Я не в курсе, что это за человек».