Кризис национальных государств, наблюдаемый в мире, вызывает ответную реакцию со стороны избирателей. Очередной неожиданностью стала победа на президентских выборах в Болгарии оппонента действующего проевропейского правительства страны. Выдвинутый Социалистической партией бывший командующий ВВС генерал Румен Радев во втором туре, прошедшем в воскресенье, набрал около 60% голосов поддержки. За его оппонента — спикера Народного собрания Болгарии Цецку Цачеву проголосовали 36% избирателей.
Результаты выборов свидетельствуют о неудаче стратегической линии, проводимой правящей партией «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ). В ее основе важнейшее место занимала антироссийская риторика в интересах Запада. Этого даже не пытался скрывать премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. «Мы едины. Мы друзья. Мы останавливаем российские самолеты, мы также остановили три больших российских проекта. Если мы не ваш партнер, так кого же тогда вы называете своим партнером?», — заявлял премьер в ходе выступления на 20-летнем юбилее Торговой палаты США в Болгарии.
Теперь, после победы кандидата от социалистов правительство Бойко Борисова уйдет в отставку. Об этом он объявил сразу после поздравления победителя. Официально об отставке будет объявлено сегодня, 14 ноября, в ходе заседания парламента страны. «Поражение ГЕРБ категорично и ясно, поэтому нам надо думать над своими ошибками и их исправлять» — признал вину за провал премьер-министр. При этом он заявил, что рассчитывает на реванш в будущем и надеется на успех на досрочных выборах.
Стремление болгарского избирателя к переменам вызвано недовольством экономическими и политическими результатами партии ГЕРБ. Членство в ЕС сильно ударило по местной промышленности. Сейчас минимальная зарплата в Болгарии — самая низкая в Евросоюзе — 184 евро. Среднюю зарплату — 470 евро тоже нельзя назвать высокой. В результате многим болгарам приходится отправляться на заработки в другие европейские страны.
Отказ предыдущего правительства Болгарии от сотрудничества с Россией в рамках проекта «Южный поток» лишил страну значительной выгоды от транзита. Заморозка строительства АЭС «Белене» привела к необходимости выплатить Москве многомиллионную компенсацию. Передача Болгарией функции охраны собственных границ блоку НАТО ударила по гордости местных жителей. Некоторые из них восприняли это как унижение.
Одним из противников усиления роли НАТО как раз и является победитель прошедших выборов Румен Радев. Еще полгода назад он командовал ВВС Болгарии, до этого летал на МиГ-29. Однако после принятого решения передать право патрулировать границы самолетам альянса не согласился с ним и ушел в отставку. Радев считает, что Болгария должна вернуть себе самостоятельность во внешней и внутренней политике и не отказываться от взаимовыгодного сотрудничества с Россией как в торговле и энергетике, так и в военной сфере.
Членство Болгарии в НАТО и ЕС «не означает, что Болгария должна быть врагом России», говорит избранный президент. Он хотел бы видеть болгарские товары на российском рынке и готов ради этого добиваться снятия с России европейских санкций. Маркером является вопрос о принадлежности Крыма. Именно этот вопрос был наиболее горячим во время предвыборной кампании. Несмотря на критику оппонентов, Радев остается при своем мнении — «юридически Крым можно считать украинским, но фактически он российский».
Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Шумицкая видит немало трудностей для реализации избранным президентом своих предвыборных обещаний.
— Следует понимать, что называть Румена Радева социалистом не совсем верно. Формально он не принадлежит Социалистической партии Болгарии, хотя она его и выдвинула. Он — политик-популист. Для Болгарии его избрание означает новый виток политической дестабилизации и внеочередные выборы парламента.
«СП»: — Что означает его избрание для России?
— Российское правительство пока не озвучивало свои надежды, связанные с новым президентом. Выполнить же свои предвыборные обещания, связанные с Россией, Радеву будет нелегко. Во-первых, потому что Болгария — член ЕС и НАТО. Во-вторых, полномочия президента Болгарии очень ограничены. Их меньше, чем даже у президента соседней Молдавии. Единственное, как он может влиять на принимаемые парламентом решения — это отклонять их. И то не более трех раз подряд. В четвертый раз оно будет принято.
«СП»: — Но он же может получить поддержку социалистического большинства в парламенте, после внеочередных выборов?
— Да, если социалисты смогут победить и сформировать свое правительство. Дело в том, что в 2014 году на последних внеочередных выборах они, победив, так и не смогли найти себе сторонников в парламенте. И была сформирована проевропейская коалиция. С ней работать Радеву будет трудно.
«СП»: — Насколько его позиция по антироссийским санкциям может повлиять на их отмену?
— Решающим образом — нет. Группа стран, которые против антироссийских санкций, в Евросоюзе уже сформирована. Болгария просто вольется в ее состав. И усилит позиции евроскептиков в ЕС. Хотя ее мнение не очень-то учитывают в Европе, так как страна вся дотируемая. Даже если Радеву удастся снять санкции, для экономики Болгарии это не будет иметь такой большой эффект, как уменьшение выплат из европейских фондов, которое последует при такой явной пророссийской позиции.
В свою очередь заведующий сектором исследований Европейского Союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин уверен, что потопление российско-болгарских отношений будет, но, скорее, во второстепенных областях.
— После вступления Болгарии в ЕС в 2007 году, смены правительства происходили очень часто. Пожалуй, ни одно из них не работало больше одного срока. Это происходит от того, что население недовольно тем, как происходит процесс интеграции в ЕС. Много проблем, в первую очередь экономических. Болгария из всех стран ЕС находится сейчас на последнем месте по ВВП на душу населения. Даже Румыния их обогнала.
Есть также проблема депопуляции населения. Болгар становится меньше. Огромный отток людей за пределы страны. Для многих это единственный шанс найти работу. По меркам ЕС это безусловный аутсайдер. Отсюда и метания избирателя.
«СП»: — Каковы перспективы досрочных парламентских выборов?
— Политическая система в Болгарии далеко не двухпартийная. Например, есть влиятельная третья сила, представляющая турецкое национальное меньшинство. Поэтому возможны самые неожиданные блоки. Не факт, что новым премьером станет социалист. Страна вновь в подвешенном состоянии.
Хотя, конечно, сам факт победы Радева свидетельствует, что поддержка у социалистов есть. Сейчас он будет активно агитировать за них. В этом смысле у социалистов выгодное положение накануне выборов.
«СП»: — Предположим, социалисты получили большинство в парламенте и сформировали свое правительство. Что ждет российско-болгарские отношения в этом случае?
— В последние годы развитие наших отношений происходило по принципу шаг вперед — два назад. У России традиционно отношения лучше складывались с Социалистической партией. «Южный поток» и проекты по нефтепереработке, по строительству АЭС — это все результат переговоров с социалистами. Там было понимание. Но потом, с возвращением партии ГЕРБ, происходил откат. С ужесточением отношений между Россией и ЕС связи с Болгарией у нас достигли низшей точки за последние 15-20 лет.
Сейчас, даже если социалисты возьмут власть, «Южного потока» в том виде все равно уже не будет. Может, будет «Турецкий поток», может, одна из четырех ниток «Турецкого потока», которая пойдет только в Турцию, может, еще одна нитка, которая пойдет в Италию, но не в Болгарию. Хотя общий фон при власти социалистов без сомнения улучшится. Какое-то потепление возможно в сфере науки, культуры и т. п. То есть по второстепенным, не энергетическим, направлениям, считает эксперт.
Отметим, что западная пресса считает избрание генерала Радева началом дрейфа Болгарии в сторону более тесных и даже союзнических отношений с Россией. По мнению WSJ, происходящее в Болгарии, также как и в Молдавии, «свидетельствуют о разрастающихся трещинах в цементе Евросоюза, который помог переформировать Центральную и Восточную Европу после распада СССР».
В свою очередь NYT объясняет происходящее тем, что многолетнее сотрудничество с Западом принесло Болгарии недостаточный результат. Итальянская Le Repubblica и вовсе называет случившееся «пощечиной Западу».
Сергей Аксенов