На финише кампании по выборам президента США, которую ведут республиканец Дональд Трамп и кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон, стало известно о так называемом "октябрьском сюрпризе".
На этой неделе ФБР неожиданно возобновило расследование "почтового скандала", связанного с тем, что Клинтон в бытность госсекретарем в 2009–2013 годах вела служебную переписку через собственный сервер. Одновременно началось расследование в отношении благотворительного Фонда Клинтон на предмет незаконной деятельности, которую описывают как "деньги в обмен на услуги".
В отсутствие официальных данных этого расследования РИА Новости на основе многочисленных утечек в СМИ проанализировало информацию о том, кто был спонсором Фонда Клинтон и на что тратились собранные им средства.
Семейное дело
Фонд Клинтон (Clinton Foundation, с 2013 года Bill, Hillary & Chelsea Clinton Foundation) был основан в 1997 году президентом Биллом Клинтоном для "укрепления возможности людей в США и по всему миру преодолевать вызовы глобальной взаимозависимости". Офисы организации находятся в Арканзасе, губернатором которого был Билл Клинтон, и в Нью-Йорке, сенатором от которого в 2001 году избрали его супругу.
Под эгидой фонда в последующие годы была создана целая серия дочерних благотворительных проектов (так называемых инициатив) в сфере здравоохранения, образования, борьбы с изменениями климата, общественной деятельности и прочих.
Фонд зарегистрирован как общественная благотворительная организация, неподконтрольная органам надзора за хищениями, в отличие от частных благотворительных структур. В реестре Налогового управления США (IRS) фонд проходит как организация, освобожденная от уплаты подоходного налога. Источником средств являются пожертвования иностранных правительств, корпораций и частных лиц. В 2016 году средства фонда оценивались в два миллиарда долларов.
Характерной особенностью работы фонда является то, что он не выдает гранты на проведение гуманитарных акций, а нанимает персонал, который их и проводит. Таким образом, часть полученных от спонсоров средств тратится на операционные расходы, включая заработную плату сотрудников. Сами Клинтоны, согласно информации на сайте организации, не входят в число людей, которые получают какой-либо доход от деятельности фонда.
В настоящее время членами совета директоров являются Билл Клинтон и его дочь Челси. Кроме того, в разные годы в организации работали люди, которые сейчас входят в штаб Хиллари Клинтон, в частности глава этого штаба Джон Подеста. Позднее именно его переписка, обнародованная сайтом WikiLeaks, вызвала целый ряд вопросов к деятельности Clinton Foundation.
Меценаты или заказчики?
Вопросы о спонсорах Фонда Клинтон в той или иной степени возникали и раньше, но с началом избирательной кампании они стали звучать все громче, а в прессу все чаще стали попадать материалы на эту тему. Позднее к ним добавились "утечки" на сайте WikiLeaks. Формально фонду не запрещено принимать иностранные пожертвования, однако общественность интересовало, не возникает ли в таких случаях у Клинтон конфликта интересов.
Показателен в связи с этим эпизод с "подарком" фонду со стороны Катара. Из опубликованной WikiLeaks переписки следует, что правительство Катара предлагало подарить Клинтону миллион долларов.
"Катар желает увидеться на пять минут в Нью-Йорке с WJC (аббревиатура полного имени: Уильям Джефферсон Клинтон — ред.), чтобы презентовать ему чек на один миллион долларов, который Катар обещал на День рождения WJC в 2011 году", — говорится в переписке директора отдела по зарубежным связям фонда Клинтона Ами Десаи.
По данным Wikileaks, письмо датировано 2012 годом и было адресовано высокопоставленным сотрудникам фонда и ключевым помощникам.
После того как Клинтон заняла пост госсекретаря, фонд обязался уведомлять госдепартамент о "существенном увеличении" или появлении пожертвований от новых стран. Однако уведомления о получении фондом пожертвования от Катара госдеп не получал.
Буквально за несколько дней до выборов представитель фонда Брайан Кукстра подтвердил агентству Рейтер, что "подарок" от Катара приняли, при этом, по его словам, сумма не учитывалась как "материальное увеличение" доли Катара в фонде.
Известно и про связи организации с крупным украинским бизнесом, в частности с Виктором Пинчуком — украинским миллиардером, зятем экс-президента Леонида Кучмы, депутатом Верховной рады III-IV созывов.
По данным Wall Street Journal, фонд миллиардера пожертвовал в фонд Клинтон порядка 8,6 миллиона долларов. Также сообщалось, что Хиллари Клинтон в июне 2012 года организовала обед для спонсоров фонда, среди которых был Пинчук.
Этот обед упоминается и в новой порции электронных писем госдепартамента, которая попала в распоряжение некоммерческой организации Citizens United. В одной из записей помощницы Клинтон Хумы Абедин приводится список гостей, приглашенных в дом нынешнего кандидата на пост президента США от демократов.
В список входили высокопоставленные представители администрации Обамы, спонсоры Демпартии, политические консультанты и спонсоры фонда. В кратком описании всех гостей вечера Пинчук обрисовывается как "успешный бизнесмен, чья роль в гражданских, международных делах, а также в благотворительных организациях сделала его лидером в области растущего взаимодействия Украины с Европой и миром".
Питер Швейзер, автор книги "Наличные Клинтон", поднимающей вопрос о финансовой помощи иностранных государств чете Клинтон, уверен, что подобная информация, всплывающая в WikiLeaks, является лишь "вершиной айсберга".
"Если поток электронной переписки продолжится, будет все больше подобных проблемных писем и уровень напряженности возрастет. Самые крупные вопросы со стороны критиков по поводу фонда Clinton Foundation были подтверждены, и люди не преувеличивали, когда говорили, что там торговали услугами", — говорит эксперт.
По его данным, WikiLeaks пока опубликовали только 20% от объема переписки, это означает, что "лучшее останется в конце". Швейзер полагает, что существует "огромная разница" между внутренними документами о переводе денег в фонд Клинтона и публичной информацией о сумме, которую получил фонд.
"Это преступная организация", — сказал республиканец во время теледебатов.
"Саудовская Аравия дала им 25 миллионов долларов, Катар, все эти страны. Ты говоришь о правах женщин — эти люди давят на геев… эти люди убивают женщин и ужасно обращаются с ними, а ты берешь у них деньги", — добавил политик, обращаясь к Клинтон.
"Дочки" под прикрытием
Внимание прессы привлекали и "дочки" фонда, в частности "Инициатива Клинтон по доступу к здравоохранению" (CHAI).
Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон. 27 октября 2016 года
По данным расследования компании Scripps Washington Bureau, с 2010 по 2014 год эта организация не сообщала властям штата Нью-Йорк детальную информацию обо всех поступлениях из-за рубежа, как того требует закон.
Более того, обнаружились разночтения между данными, переданными властям штата и в Налоговое управление США. Так, за 2010 год CHAI заявила местным властям, что у нее нет зарубежных пожертвований, а перед IRS отчиталась о поступлении в общей сложности более чем 26,7 миллиона долларов от американских и зарубежных спонсоров. В целом с 2010 по 2014 годы таких несоответствий выявлено на 225 миллионов долларов.
В самой CHAI заявили, что их не просили давать детальную информацию и ни о каких нарушениях власти им не сообщали. В связи с этим у общественности возникают вопросы к прокурору штата Нью-Йорк Эрику Шнайдерману, который считается одним из соратников Хиллари Клинтон. Именно в его полномочия входит контроль за соблюдением законов штата, в том числе в плане финансовой отчетности благотворительных организаций.
Представители фонда уже заявляли, что в случае победы Хиллари Клинтон организация откажется от зарубежных пожертвований. Однако CHAI как дочерняя структура таких обещаний пока не давала.
Лекции на миллионы
Не меньшие вопросы вызывали заработки Билла и Хиллари Клинтон за счет лекций и выступлений перед представителями крупного американского бизнеса, включая крупные финансовые корпорации.
Так, по данным WikiLeaks, Билл Клинтон после ухода с поста главы государства получил за выступления на различных мероприятиях, в том числе от доноров Clinton Foundation, до трех миллионов долларов. Опубликованные на сайте документы показывают, что в период до 2012 года советник Клинтона Даг Бэнд и его партнер занимались сбором средств в Clinton Foundation и одновременно с этим договаривались о публичных выступлениях экс-президента.
В частности, после запуска в 2011 году консалтинговой фирмы Бэнд и бизнесмен Деклан Келли собрали для гуманитарной организации за несколько месяцев до восьми миллионов долларов, а также посодействовали тому, чтобы Билл Клинтон получил за свои выступления более трех миллионов.
Суммы гонораров в других подобных случаях также исчислялись сотнями тысяч и миллионами долларов. В частности, после знакомства Клинтона и топ-менеджера финансового конгломерата UBS Боба Маккейна при содействии Келли экс-президент заработал 1,5 миллиона долларов, выступая на различных мероприятиях.
В свою очередь Хиллари Клинтон после ухода с поста госсекретаря США в 2013 году также начала читать лекции для бизнесменов, получая по 200-250 тысяч долларов за выступление. По данным Washington Post, к моменту начала избирательной кампании в 2015 году Клинтон заработала таким образом 11 миллионов долларов, а всего, согласно подсчетам CNN, в 2007-2014 годах семья Клинтонов заработала 141 миллион долларов, из которых 56 миллионов ушли на налоги, а еще 15 миллионов — на благотворительность.
"Что за лекции за 100, 300 тысяч долларов? Это должны быть гениальные лекции. Так покажите нам их!" — требовал весной соперник Клинтон по праймериз Демократической партии сенатор Берни Сандерс.
Но Клинтон так и не опубликовала свои выступления, а Сандерсу пришлось выбирать "меньшее из двух зол" и, опасаясь победы Трампа, поддержать свою соперницу.
Что говорить, если ему даже пришлось смириться с предвзятостью руководства Демократической партии, которое, как выяснилось из данных WikiLeaks, в ходе праймериз тайно поддерживало Клинтон, вместо того чтобы соблюдать нейтралитет.
Остался без ответа и вопрос о спонсорах избирательной кампании экс-госсекретаря и работе так называемых политических комитетов (SuperPAC), которые собирали средства. Многочисленные утечки, которые указывали на иностранных доноров, не привели к расследованию со стороны правоохранительных органов. А Сандерс все это время продолжал агитировать за политика, которого он ранее называл олицетворением "коррумпированной системы".
Расходы фонда
Американские экспертные организации Charity Navigator и CharityWatch, специализирующиеся в оценке благотворительных организаций, присвоили в 2016 году Clinton Foundation максимальный рейтинг по своей шкале. Однако ряд журналистских расследований вызывает сомнения в объективности такой оценки, а точнее в том, что деятельность фонда полностью соответствовала заявленным целям и американскому законодательству.
Так, издание Politico выяснило, что помощники Билла Клинтона использовали деньги налогоплательщиков, предназначенные для содержания бывших американских президентов, чтобы выделять субсидии Clinton Foundation и поддерживать частный почтовый сервер Хиллари Клинтон.
Как показало расследование издания, основанное на записях, поступивших в распоряжении Администрации общих служб, полученные данные не выявили ничего незаконного. Однако они являются новым доказательством несоблюдения семьей Клинтон четких границ между некоммерческим фондом, работой Хиллари в госдепартаменте, а также деловыми сделками Билла Клинтона и помощников семьи.
Удалось выяснить, что Билл Клинтон, используя программу помощи экс-президентам, получил самую значительную сумму по сравнению со всеми остальными бывшими руководителями США. Проведенный изданием анализ показал, что представители Клинтона с 2001 (когда закончился его президентский срок) по конец 2016 года запросили выделения в общей сложности 16 миллионов долларов.
По данным издания, люди, работающие на Клинтона, получали зарплату из выделяемых Администрацией общих служб средств, при этом отмечается, что 13 из 22 служащих одновременно работали в фонде. Помощники экс-президента также запрашивали средства на компьютерную технику, которая частично использовалась фондом.
Кроме того, выяснилось, что далеко не всегда фонд Клинтон направлял деньги на благотворительность в том объеме, в котором это предполагалось. Так, в 2014 году на благотворительность пошла лишь треть средств, сообщало издание Washington Free Beacon со ссылкой на Налоговое управление США.
Согласно налоговой декларации, в 2014 году организация потратила 91 миллион долларов, из которых треть — около 29 миллионов — на оказание поддержки американским и зарубежным организациям. Остальные средства были выделены на покрытие транспортных расходов, проведение различных мероприятий, уплату налогов. Около 40% средств (примерно 35 миллионов долларов) потрачены на выплаты сотрудникам организации.
Ранее представители фонда заявляли, что непосредственно благотворительная деятельность занимала 80% бюджета в 2014 году.
Палки в колеса ФБР
Ситуация вокруг фонда Клинтон настолько часто всплывала в СМИ, что невольно возникал вопрос, почему им до сих пор не занялись правоохранительные органы. Газета Washington Post, основываясь на информации от своих источников, смогла прояснить эту ситуацию.
По данным издания, агенты ФБР в начале 2016 года намеревались проверить Clinton Foundation в связи с подозрениями, что чета Клинтон могла оказывать донорам благотворительного учреждения специальные услуги в сфере политики. Однако проверка была свернута из-за позиции минюста (выполняющего в США роль генпрокуратуры), заявившего об отсутствии доказательств для дальнейшего расследования.
Собеседники газеты также отмечают, что одним из региональных отделений, которое наиболее активно интересовалось деятельностью фонда, был офис ФБР в Нью-Йорке.
Во время президентского срока Билла Клинтона было подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле, заключены Дейтонские мирные соглашения по урегулированию балканского конфликта и мирное палестино-израильское соглашение в Осло.
Характерно, что именно в препятствовании расследованию обвинял Трамп генерального прокурора и главу минюста Лоретту Линч.
В конечном итоге в октябре сотрудникам ФБР удалось начать проверку деятельности фонда. Следователи устанавливают, использовала ли благотворительная организация схему "деньги в обмен на услуги" и имела ли к этому отношение Хиллари Клинтон, когда она работала госсекретарем США.
За расследованием стоит группа следователей в нью-йоркском офисе ФБР, которые враждебно относятся к Хиллари Клинтон, сообщало агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на знакомые с ситуацией источники. Якобы данная группировка в ФБР несет ответственность за утечки в СМИ деталей расследования, которое бюро ведет в отношении фонда Клинтон.
Источники также утверждают, что глава ФБР Джеймс Коми объявил о начале нового расследования электронной переписки экс-госсекретаря из-за страха перед утечками из ведомства. Однако, по их мнению, бюро не будет делать публичных заявлений, касающихся расследования, до окончания президентских выборов.
Без последствий
Справедливости ради стоит отметить, что пока никаких формальных оснований обвинять семью Клинтонов в каких-либо преступлениях нет – по крайней мере до окончания расследования ФБР. Именно поэтому большинство опрошенных РИА Новости экспертов полагают, что ситуация вокруг Clinton Foundation не окажет существенного влияния на мнение американских избирателей, которые уделяют больше внимания другим аспектам деятельности Хиллари Клинтон, к примеру, ее "небрежности" со служебной перепиской.
"Не думаю, что деятельность Clinton Foundation повлияет на выборы. Говорить о каких-то юридических последствиях для него тоже сложно", — говорит профессор American University Кэндис Нельсон.
"Полагаю, что никаких юридических последствий (для Clinton Foundation) из-за этих пожертвований не будет, хотя некоторые из них выглядят странно", — согласен другой эксперт, почетный профессор Мичиганского университета Майкл Троготт.
Заместитель директора Центра глобальных интересов в Вашингтоне Майкл Парселл считает, что история с Clinton Foundation в большей степени интересует лишь сторонников Трампа, которые видят ее проявлением "нечетной системы". Он также выразил удивление тем, что связи семьи Клинтон с украинским миллиардером Пинчуком не вызвали в американских СМИ большого интереса, хотя в ходе кампании активно обсуждалось возможное "иностранное влияние" на выборы США, в частности со стороны России. В Москве неоднократно это отрицали.
Вместе с тем, уверен эксперт, связи фонда с какими-то отдельными донорами или странами вряд ли повлияют на выборы. Более того, по его мнению, фонд соблюдает условия прозрачности и соответствует американским критериям работы некоммерческих организаций. "Для любых судебных разбирательств потребуются какие-то необычайные откровения (новая информация – ред.) или политически мотивированное и предвзятое обвинительное заключение, что крайне сложно представить", — полагает Парселл.
Другими словами, без новых сенсационных публикаций WikiLeaks или без преследований со стороны Трампа, если тот станет президентом, вероятность судебных разбирательств против фонда Клинтон крайне мала.
Однако на кону по-прежнему остается репутация Хиллари Клинтон как политика и репутация Демократической партии в целом. О негативном влиянии на избирательную кампанию связей Клинтон с фондом уже говорили ее однопартийцы. Понимая это, Билл Клинтон обещал, что в случае победы его супруги на выборах фонд перестанет принимать пожертвования от корпораций, иностранных компаний и правительств других стран. Он также сообщил, что уйдет из совета директоров организации.
Однако, по мнению некоторых сторонников Клинтон, таких мер недостаточно, чтобы предотвратить возможное чрезмерное влияние со стороны спонсоров фонда.
"Фонд стал отвлекающим маневром в политическом плане. Разорвите связь (фонда) с семьей. На кону большой приз. Большой приз — это не Clinton Foundation. Это пост президента в США", — призывал член палаты представителей США Рауль Грихальва.
Но этого не произошло. Вероятно, Клинтон уверена, что сможет одержать победу, не разрывая связь с организацией, которую она последовательно называла в числе заслуг своей семьи. Но в том, что сделать это рано или поздно придется, уверены даже некоторые спонсоры фонда.
"Наиболее разумным решением (для Хиллари Клинтон) будет начать свое президентство с четкого разделения между семьей Клинтон и фондом. Это будет непростым решением, но, как я могу судить, это лучший вариант для ее администрации и для страны", — приводит Wall Street Journal слова одного из спонсоров фонда Уильяма Гэлстона.