- С чем связано падение украинского экспорта в Казахстан? Какова в этом роль российских санкций против Украины?
— Товарооборот сократился из-за российских санкций, которые действовали в первом полугодии 2016 года, и были усилены с июля этого же года. Санкции ограничивали возможность транзита товаров на рынок Казахстана.
В первой половине года отправлять товары из Украины в Казахстан по кратчайшему пути через территорию России было запрещено. Можно было использовать только более длинный маршрут через территорию Белоруссии, с входом на территорию России через Смоленскую область и далее — по единому установленному маршруту.
Также дополнительные расходы легли на товароотправителей в виду необходимости оборудования фур датчиками системы ГЛОНАСС во время их следования по территории Российской Федерации.
А что касается импорта из Казахстана на Украину, то в первом полугодии импорт даже немного вырос — на 4%. Но это связано, в том числе и с корректировкой цен на продукцию. А в это время украинский экспорт упал на 48%.
- Китайцы хотят реализовать крупнейший трансконтинентальный проект в Евразии — «Великий шелковый путь». Казахстан и Украина также заинтересованы в его реализации. Может ли, ухудшение российско-украинских отношений и запрет на транзит украинских грузов через территорию Россию привести к тому, что Украина не сможет в нем участвовать?
— Под термином «Великий шелковый путь» сейчас подразумевают порядка 10 разных проектов с 10 разными маршрутами. И те проекты «Великого шелкового пути», которые реализуются при участии России, не касаются Украины.
Тот единственный проект, который реализуется при участии Украины, имеет второе, более точное название: Транскаспийский коридор. Он предполагает транспортировку груза из Китая через Казахстан в порты Актау или в Курык на Каспийском море. Далее, на пароме в Баку, потом — через территорию Азербайджана и Грузии в порты Поти и Батуми, а оттуда в порт Ильичевска. Именно этот вариант «Шелкового пути» реализуется при участии Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины.
- А этот маршрут выгоден для товаропроизводителей Украины? Ведь в свое время Саакашвили вроде как отправлял состав по такому маршруту, но он был дорогостоящим и вернулся порожним.
— Сейчас значительного спроса на этот маршрут нет, потому что такая транспортировка дороже, чем в случае сухопутного варианта через территорию России. Также по времени в пути этот маршрут получается дольше, поскольку два морских участка сопряжены с дополнительными временными затратами и дополнительными рисками из-за погодных условий на Каспийском и Черном морях.
- Насколько все-таки запрет транзита через территорию России стал болезненным для украинской экономики?
— Это был серьезный удар, так как украинская экономика потеряла от падения экспорта в Казахстан более 200 миллионов долларов, которые были недополучены в первой половине 2016 года. Украина поставляет в эту страну продукты питания и некоторую продукцию машиностроения.
Во второй половине этого года я ожидаю, что показатель будет еще хуже, потому что с июля 2016 года действует полный запрет транзита через территорию России и не только для тех грузов, которые отправляются из Украины в Казахстан, но и для грузов, идущих в Киргизию.
Часть украинских производителей, которые хотят сохранить свое присутствие на рынках Казахстана и Киргизии, отправляют как раз свои грузы паромом по транскаспийскому коридору.
Но из-за этого маршрута украинские товары становятся дороже и менее конкурентоспособными. В результате на рынке Казахстана происходит замещение украинских товаров производителями из третьих стран.
Что касается Казахстана, то из-за того, что в отношении него нет никаких российских санкций, казахстанские компании могут без проблем отправлять свою продукцию в Украину по кратчайшему сухопутному маршруту.
- В Киеве прошел украинско-казахский бизнесфорум, который по идее должен способствовать активизации экономического сотрудничества между Украиной и Казахстаном. Но вы предполагаете, что из-за российских санкций это сотрудничество будет сильно затруднено. В таком случае нельзя предположить, что, на самом деле, под видом активизации украинско-казахских экономических отношений произойдет активизация украинско-российских экономических отношений через Казахстан?
— В сложившейся сложной ситуации украинско-российских отношений, Казахстан может стать мостом для поддержания исторически сложившихся экономических связей между украинскими и российскими предприятиями. Для отдельных украинских производителей благодаря созданию совместных предприятий в Казахстане есть шанс вернуться на российский рынок и на рынки других стран СНГ. В тоже время действующие ограничения на транзит украинских товаров остаются серьезным сдерживающим фактором.